Радиаторные пробки: виды для чугунных, алюминиевых, биметаллических батарей

Содержание

  1. Что понадобится для сборки и установки радиатора отопления
  2. Классификация
  3. Материал
  4. Резьба
  5. Функции
  6. Пробка-воздушник
  7. Выбор и установка пробки
  8. Выбор и принцип работы устройства
  9. Установка батареи отопления
  10. Основные элементы для монтажа радиатора
  11. Правила выбора и монтажа пробок
  12. Процесс установки пробки
  13. Разборка биметаллических и алюминиевых секционных изделий
  14. Как разобрать чугунные батареи своими руками
  15. Рекомендации по монтажу батареи своими руками
  16. Соединение секций
  17. Порядок монтажа
  18. Расчет необходимого количества секций
  19. Как разобрать чугунную батарею отопления по секциям
  20. Разборка старого радиатора
  21. Монтаж пробок для обвязки радиатора
  22. Сборка биметаллических радиаторов
  23. Установка кранов для батарей отопления
  24. Подготовка к монтажу
  25. Какие фитинги могут потребоваться для сборки батарей
  26. Сборка чугунных радиаторов
  27. Как заменить крышку радиатора
Содержание
  1. Что понадобится для сборки и установки радиатора отопления
  2. Классификация
  3. Материал
  4. Резьба
  5. Функции
  6. Пробка-воздушник
  7. Выбор и установка пробки
  8. Выбор и принцип работы устройства
  9. Установка батареи отопления
  10. Основные элементы для монтажа радиатора
  11. Правила выбора и монтажа пробок
  12. Процесс установки пробки
  13. Разборка биметаллических и алюминиевых секционных изделий
  14. Как разобрать чугунные батареи своими руками
  15. Рекомендации по монтажу батареи своими руками
  16. Соединение секций
  17. Порядок монтажа
  18. Расчет необходимого количества секций
  19. Как разобрать чугунную батарею отопления по секциям
  20. Разборка старого радиатора
  21. Монтаж пробок для обвязки радиатора
  22. Сборка биметаллических радиаторов
  23. Установка кранов для батарей отопления
  24. Подготовка к монтажу
  25. Какие фитинги могут потребоваться для сборки батарей
  26. Сборка чугунных радиаторов
  27. Как заменить крышку радиатора

Что понадобится для сборки и установки радиатора отопления

Как правило, батареи приобретаются уже в собранном виде, после чего остается всего лишь установить ее на стену и подключить к подающей и отводящей трубе. Помимо радиатора придется докупить и ряд дополнительных приспособлений.

Обязательно понадобится:

  • проходная радиаторная пробка (как минимум 2 шт). С двух сторон такого приспособления предусмотрены отверстия с нарезанной резьбой;
  • заглушки, они просто вкручиваются в отопительный прибор для того, чтобы вода не вытекала из радиатора;
  • обязательно нужно будет установить кран Маевского (для спуска воздуха из отопителя);
  • также понадобятся металлические анкеры для установки самих батарей отопления.

Анкер и кронштейн

Обратите внимание!
При желании можно нарастить длину радиатора, либо наоборот, снять лишние секции.

В последнее время можно приобрести сразу комплект всех необходимых приспособлений для установки батареи, это намного удобнее, чем докупать все по отдельности. К тому же в таком случае можно подобрать цвет перечисленных компонентов, соответствующий цвету радиатора отопления.

Также при покупке комплекта не будет проблемы с несовместимостью материалов. Например, пробки для чугунных радиаторов отопления, как правило, также подбираются чугунные (хотя допускается использование стали). Но вот в случае с медными батареями чугун использовать уже нельзя, так что при покупке нужно учитывать и совместимость материалов.

Таблица совместимости металлов

Обратите внимание!
Сочетание материалов основывается на риске возникновения эффекта гальванической коррозии.
Некоторые металлы могут образовывать гальваническую пару, в таком случае радиаторная чугунная пробка может превратиться в катод, а металл трубы в анод, это не лучшим образом скажется на долговечности радиатора.

Классификация

Пробки для радиаторов отопления можно условно разделить на группы по нескольким признакам.

Материал

Как правило, он соответствует материалу радиатора:

  • Для чугунной батареи используется радиаторная чугунная пробка</strong>;
  • Для секционных стальных и биметаллических радиаторов приобретаются стальные трубные фитинги .

Однако: для алюминиевых батарей за редким исключением используются не алюминиевые, а те же стальные изделия.
Алюминиевую пробку слишком легко повредить при вкручивании и монтаже обвязки; в частности, нарезанную в алюминии резьбу диаметром 1/2 дюйма можно сорвать при совсем небольшом усилии.

Стальной фитинг для алюминиевых и биметаллических батарей.

Резьба

Она может быть правой (вкручивается по часовой стрелке) и левой. Как правило, левая пробка для чугунного радиатора и произведенная в России стальная пробка для алюминиевых/стальных/биметаллических приборов маркируются буквой «Л».

Если маркировка отсутствует, идентифицировать тип резьбы несложно: достаточно проследить одну ее нитку на протяжении пары витков.

Функции

С глухой пробкой все просто и ясно: ее единственная функция — заглушить резьбу концевой секции.

Проходная радиаторная пробка служит для присоединения к отопительному прибору подводки и/или элементов обвязки. Фактически, она представляет собой переходник на резьбу меньшего диаметра. Резьба на секции зависит от материала отопительного прибора:

Тип батареи Размер резьбы
Чугунная ДУ32 (1 1/4 дюйма)
Алюминиевая, биметаллическая ДУ25 (1 дюйм)

Диаметр присоединяемой к проходной пробке резьбы тоже может быть разным:

Тип батареи Размер резьбы
Чугунная ДУ15, ДУ20, ДУ25
Алюминиевая, биметаллическая ДУ15, ДУ20

Чугунная пробка под подводку диаметром ДУ20.

Любопытно: при подключении к чугунной батарее подводки диаметром 25 мм используется не рассверленная пробка, а обыкновенный чугунный переходник ДУ25-ДУ32.

В некоторых случаях обвязка или подводка может использовать для подключения не проходные пробки, а непосредственно резьбу коллектора концевой секции.

Когда это практикуется?

  • При подключении чугунных батарей в разрыв розлива в системе с естественной циркуляцией. Здесь важен максимальный диаметр розлива — он влияет на гидравлическое сопротивление контура; поэтому труба ДУ32 вкручивается непосредственно в секции.
  • При установке сварного промывочного крана. Эти изделия тоже, как правило, изготавливаются под размер резьбы самих секций.
  • При монтаже воздушника. Многие производители выпускают краны Маевского и автоматические воздухоотводчики под резьбы ДУ25.

Пробка-воздушник

На последнем пункте мы ненадолго остановимся. Что такое кран Маевского и для чего он нужен? Это несложное приспособление для стравливания воздуха из отопительного контура.

Воздух может появиться там после сброса всего контура или его отдельных участков. Поскольку перепад давлений, обеспечивающий циркуляцию в системах ЦО и в гравитационных системах отопления, невелик — не более 2-3 метров — воздушная пробка способна полностью остановить циркуляцию.

Кран Маевского устанавливается на радиатор в том случае, если его верхний коллектор является наивысшей точкой стояка или любого другого участка контура.

Радиаторная чугунная проходная пробка с установленным в нее краном Маевского.

Заметьте: в многоквартирных домах с нижним розливом краны Маевского часто выносятся на чердак вместе с перемычками между парными стояками.

Кран Маевского хорош всем, кроме того, что требует внимания владельца: после сброса участка контура и его последующего запуска воздух нужно стравить сразу же. В противном случае остановка циркуляции может привести к разморозке участка контура.

В автономной системе с этим проблем нет; а вот в многоквартирных домах, где жилищные службы не имеют возможности согласовать график ремонтов с жильцами верхних этажей, невозможность вовремя стравить воздух порой превращается в серьезную проблему.

В таких случаях на выручку приходит автоматический воздухоотводчик — несложное механическое устройство, которое стравливает воздух в автоматическом режиме, сразу после заполнения контура водой.

Автоматический воздушник установлен в резьбу концевой секции.

Принцип работы пробки радиатора с автоматическим воздушником сильно напоминает устройство заливного клапана бачка унитаза:

  1. Когда система сброшена, поплавок в поплавковой камере находится в нижней позиции и удерживает запорный клапан открытым.
  2. Как только воздух вытесняется водой, поплавок вскрывает и перекрывает клапан.

Устройство воздушника.

Цена пробки-автомата, разумеется, несколько выше, чем у крана Маевского под резьбу ДУ25 — примерно 500 рублей против 100 — 120.

Выбор и установка пробки

Радиаторная пробка – один из простейших элементов, которые используются при монтаже батарей отопления. Тем не менее, недостаток внимания на этой этапе может обернуться большими проблемами в будущем.

Выбор и принцип работы устройства

Особых сложностей на этом этапе возникнуть не должно, ведь все заглушки для радиаторов однотипные, а основные отличия заключаются в размерах, типе резьбы и т.д. Да и принцип работы пробки радиатора один и тот же.

При выборе нужно учитывать:

  • сочетание материалов (металл радиатора + металл самого элемента). При покупке комплекта вместе с батареей ошибки гарантированно не будет. Например, радиаторная чугунная проходная пробка – не лучший вариант для медных труб;
  • тип резьбы, здесь все зависит от того, с какой стороны батареи она будет устанавливаться. Если с левой, то и резьба нужна левая, с правой стороны – правосторонняя резьба;
  • тип, проходная либо глухая, которая используется просто для перекрытия отверстия в торце батареи;

На фото – проходная модель

  • эстетическая сторона вопроса также играет не последнюю роль;
  • также внимание нужно обратить на диаметр резьбы подводящей и отводящей трубы. В этом случае пробки для радиаторов отопления играют роль переходников, распространены диаметры от 1/2 до 1,0 дюйма.

В состав комплекта для установки батареи может входить 4 проходные пробки (могут встречаться под названием футорка, то есть играют роль переходника с одного диаметра на другой), 2 кронштейна для подвешивания батареи на стену и пластиковые анкеры, которые нужны для установки кронштейнов. Также в комплект входят 2 заглушки или 1 заглушка + кран Маевского, его также можно установить своими руками.

В состав этого комплекта входит все, что нужно

Что касается принципа действия, то они могут выполнять всего 2 функции:

  • перекрывать путь теплоносителю, для этого в футорку либо в отверстие на секции радиатора просто вкручивается заглушка;
  • работать как переходник с одного диаметра на другой. Для удобства соединения с радиатором и трубами отопления в футорках предусмотрена резьба с двух сторон, с одной стороны внешняя, с другой – внутренняя.

Модели с разной резьбой

Установка батареи отопления

Установка в отопительный прибор выполняется в последнюю очередь, сперва нужно надежно закрепить его на стене.

Инструкция к выполнению работ выглядит так:

  • сперва собирается нужное число секций радиатора отопления. Так как используется резьбовое соединение отдельных секций, то для большей герметичности стыка использовать можно либо промасленную паклю, либо ФУМ ленту;
  • затем под окном выбирается место для размещения радиатора с выдерживанием рекомендованных расстояний до подоконника и стен. В стене делаются отверстия под кронштейны, затем в них вбиваются пластиковые вставки и уже в них вставляются металлические держатели;

Рекомендации по размещению батареи

Обратите внимание!
В верхнем углу батареи имеет смысл установить в футорку кран Маевского для ручного спуска воздуха из отопителя.
Цена такого устройства копеечная, зато греть батарея будет всей поверхностью.
Для того, чтобы воздух можно было удалить без проблем, рекомендуется сделать небольшой уклон батареи (в пределах нескольких градусов).

  • после этого можно переходить к подключению радиатора к системе, предварительно установив заглушки. Что же касается того, чем закручивать пробки в радиаторах отопления, то можно использовать любой ключ, ведь их корпус специально имеет форму шестигранника, что сильно облегчает монтаж;
Читайте также  Как выбрать электрофурнитуру?

Лучше использовать пластиковый инструмент

  • при этом нужно не перетянуть соединение, иначе может повредиться резьба или даже корпус. Микротрещина может оказаться невидимой на этапе установки, но под действием давления горячая вода станет просачиваться через нее, а ремонт отопления зимой – занятие не из приятных;
  • после установки пробок к ним подключаются подводящий/отводящий трубопроводы, устанавливается кран Маевского в верхней части и заглушка – в нижней. Можно переходить к проверке герметичности стыков, для чего достаточно заполнить систему водой и понаблюдать, не просачивается ли где-либо вода.

Советуем к прочтению:   Как установить унитаз на плитку своими руками: пошаговая инструкция

Расположение футорок

Из общих рекомендаций можно отметить то, что:

  • пробка для чугунного радиатора требует особо бережного к себе отношения. Чугун на сжатие работает отлично, но этот металл отличается хрупкостью, так что сравнительно слабый удар может стать причиной появления микротрещины в корпусе. Нежелательно даже ронять ее на твердую поверхность, сталь в этом вопросе более надежна;
  • можно встретить рекомендации при сборке самого радиатора, а также установке пробок использовать для большей герметичности обычную краску. Это действительно даст надежную герметичность стыка, но смотреться будет не очень красиво, к тому же разобрать такое соединение в будущем будет очень сложно, современные радиаторы отопления и пробки окраски не требуют.

Основные элементы для монтажа радиатора

В большинстве случаев радиаторы продают в собранном виде, для работы прибор необходимо только зафиксировать на стене и подключить к системе отопления. Однако помимо этого потребуется приобрести дополнительные приспособления. К ним относится следующее:

  • Проходная пробка для чугунного радиатора в количестве не менее 2 штук. Приспособление имеет отверстия с обеих сторон, в которых нарезана резьба.
  • Заглушки, вкручивающиеся в корпус радиатора для предотвращения утечки теплоносителя.
  • Краны Маевского для спуска воздуха из отопительного прибора.
  • Приспособления для установки радиаторов, это могут быть металлические анкеры или специальные кронштейны.

Количество секций радиатора определяется потребностью в тепловой энергии, поэтому длина прибора отопления наращивается или укорачивается.

Современные специализированные магазины предлагают радиаторы и полный комплект приспособлений для их установки. Это позволяет подобрать элементы одного цвета в соответствии с цветом отопительного прибора. Кроме того в этом случае имеется возможность подобрать максимально совместимые материалы. К примеру, если батарея сделана из чугуна, то и пробки должны быть чугунными. Не рекомендуется использовать пробку для чугунного радиатора на медных приборах отопления.

Из-за высокого риска возникновения эффекта гальванической коррозии очень важно учитывать сочетание материалов. Кроме того отдельные металлы склонны к образованию гальванической пары, в этом случае чугунная пробка для радиатора становится катодом, а материал, из которого изготовлена труба, превращается в анод. В результате срок службы отопительного прибора существенно сокращается.

Правила выбора и монтажа пробок

Самым простым элементом, используемым при установке и сборке радиаторов, можно назвать алюминиевую пробку для радиаторов отопления. Но даже простейшее приспособление требует особого внимания, в противном случае при эксплуатации могут возникнуть большие проблемы.

Процесс установки радиаторной пробки нельзя назвать сложным, так как практически все они производятся одного типа, различными могут быть размеры или тип резьбы. Работают такие приспособления также по одному принципу.

Выбирая пробку для радиатора, важно учесть следующие моменты:

  • Материалы радиатора и пробки должны обязательно сочетаться.
  • Резьба пробки должна иметь определенный тип. Например, для установки с левой стороны батареи рекомендуется использовать левостороннюю резьбу, а с правой стороны устанавливается пробка радиатора отопления с правой резьбой.
  • Отверстие в радиаторе может перекрываться глухой или проходной пробкой.
  • Приспособление должно иметь эстетичный вид и соответствовать по цвету с отопительным прибором.
  • Большое значение имеет диаметр резьбы в чугунной батарее на входе и выходе, пробки могут использоваться в качестве переходных элементов.

Чаще всего батарея укомплектовывается следующими приспособлениями:

  • Пробки проходные для радиаторов в количестве 4 штук.
  • Кронштейны для установки отопительного прибора и пластиковые анкеры для установки самих крепежных элементов. Для радиатора стандартных размеров требуется по 2 кронштейна и анкера.
  • Заглушка и кран Маевского. Иногда второй элемент заменяют еще одной заглушкой.

По принципу действия пробки делятся на два вида. В первом случае они просто перекрывают путь теплоносителю, другими словами выполняют функцию заглушки. Второй вид является переходником с одного диаметра на другой. В этом случае пробка с одной стороны имеет внешнюю резьбу, с другой стороны – внутреннюю.

Процесс установки пробки

Прежде чем установить пробку для алюминиевого радиатора, следует надежно зафиксировать отопительный прибор на стене.

В целом можно придерживаться следующей инструкции:

  • Вначале выполняют сборку отдельных секций в единый прибор отопления, количество секций подбирается индивидуально для каждого случая. При соединении элементов пользуются ФУМ лентой, позволяющей достичь максимальной герметичности.
  • Далее выбирают место, где будет располагаться радиатор, чаще всего их устанавливают под окном. При этом очень важно придерживаться рекомендованных расстояний от стены, пола и подоконника.
  • Затем в стене делают отверстия с помощью специальных инструментов, забивают в них пластиковые анкеры и вкручивают металлические кронштейны. На них навешивают радиатор.

  • Теперь можно устанавливать пробки для биметаллических радиаторов, тем более что сложности в этом процессе нет. Их корпус выполнен в форме шестигранника, это позволяет использовать для закручивания любой ключ. Не следует сильно затягивать пробку, чтобы не повредить резьбу или корпус. В процессе закручивания может образоваться невидимая микротрещина, в которую может протекать вода под давлением. Кроме этого ремонт батарей в зимнее время никому не доставляет удовольствия.
  • После того как пробки будут установлены, можно подключать входящий и выходящий трубопровод. Параллельно устанавливают кран Маевского в верхнее отверстие радиатора, а заглушкой закрывают нижнее отверстие. Стоит отметить, что приспособление для спуска воздуха стоит недорого, а эффективность отопления повышается в значительной степени. Чтобы воздух легче выходил из системы, приборы отопления устанавливают с небольшим уклоном, в несколько градусов.
  • Проводят тестирование отопительных приборов и мест соединений. Для этой цели в систему наливают жидкость и осматривают проблемные места.

Разборка биметаллических и алюминиевых секционных изделий

Чтобы отсоединить радиатор от системы и снять его с места крепления, необходимо выполнить следующее:

  1. Остановить циркуляцию воды и сбросить давление.
  2. Если батарея отопления горячая, нужно подождать пока она остынет, а затем отсоединить от системы. Для этого нужно открутить соединительные муфты на входе и выходе.
  3. Отодвинуть муфту от радиатора по трубе снять устройство с кронштейнов.
  4. Слить оставшуюся воду и положить изделие на место разборки лицевой стороной вверх.
  5. Вытянуть и сразу промыть фильтр, чтобы загрязнения на нем не засохли.

Разборка биметаллических и алюминиевых секционных изделий

На следующем этапе радиатор разбирается на отдельные секции. Чтобы избежать повреждений во время работы, необходимо разобраться в какую сторону нужно крутить ниппель-гайку. Этот элемент представляет собой кольцеобразную гайку с внешней резьбой и пазами внутри с обеих сторон. При этом на одной гайке есть и правая и левая резьба. Если ее откручивать, то соседние секции батареи будут равномерно раздвигаться, а при закручивании – стягиваться.

Ниппель-гайка

Обычно производители делают отметки на лицевой стороне заглушек и футорок, которые обозначают направления резьбы. Отметка «D» обозначает правостороннюю резьбу, «S» – левостороннюю. Для точного определения направления движения, рекомендуется взять свободную ниппель-гайку и попробовать наживить ее на резьбу в радиаторе. Определившись, в какую сторону она закручивается, станет понятно, куда вращать ключ, чтобы разъединить секции.

Установка ниппель-гайки

Определившись с направлением резьбы, вставьте ниппельный ключ в радиатор и продвиньте к нужной гайке. Сделать это помогут насечки на инструменте. Когда он будет находиться в пазах, вставьте в отверстие с другой его стороны рычаг. Чтобы сдвинуть гайку с места потребуется приложить усилие. Позовите помощника, чтобы он зафиксировал радиатор на одном месте.

Ремонт биметаллических радиаторов

Когда гайка продвинется на половину оборота, переходите на другую сторону, чтобы открутить вторую, и выполните такие же действия. Убедившись, что обе гайки вращаются без прикладывания большой физической силы, постепенно откручивайте то одну, то другую сторону, продвигаясь на 5-7 мм.

Прокладка между секциями радиатора

После разъединения заберите металлические прокладки, которые были между секциями. Если они находятся в хорошем состоянии, то их можно будет установить назад при сборке, если в плохом, то используйте их в качестве образца для покупки новых. Силиконовые прокладки нужно менять обязательно.

Как разобрать чугунные батареи своими руками

Чаще всего дома и квартиры старой планировки оснащаются чугунными батареями МС-140. Для сборки их секций также используются ниппельные гайки и уплотнительные прокладки. Особенно сложно провести разборку старой батареи, т.к. по ходу ее длительной эксплуатации промежутки между секциями закипели от ржавчины. Как правило, в таких случаях ниши для ключей разъедаются теплоносителем

Также важно держать в памяти значительную массу чугуна. К примеру, вес одной батареи на 12 секций составляет 90 кг: с таким изделием справиться в одиночку будет затруднительно.

Для реализации процедуры потребуются следующие инструменты:

  • Ниппельный радиаторный ключ.
  • Сантехнические приспособления для отвинчивания футорок и заглушек.
  • Небольшая кувалда и зубило.
  • Паяльная лампа (ее можно заменить строительным феном).
  • Стальная щетка.
  • Деревянные бруски для установки батареи на пол.

В роли радиаторного ключа используется сплющенный с одного конца металлический стержень круглой формы, диаметром 18-20 мм. Размеры сплющенной части – 28×40 мм, при толщине 6 мм. На противоположный край прута приваривают кольцо, через которое продевается рычаг. Длиной радиаторный ключ должен быть, как половина самой большой батареи на 12 секций, плюс 30 см.

Рекомендации по монтажу батареи своими руками

  • Перед началом работ нужно перекрыть поступление теплоносителя в отопительной системе на входе и выходе или же убедиться в отсутствии жидкости в трубопроводе.
  • Еще до начала установки нужно проверить комплектность радиатора. Он должен быть в собранном состоянии. Если это не так, берем радиаторный ключ и собираем батарею согласно инструкции производителя.
Читайте также  Евгения Феофилактова: «Неважно, чем закончатся наши отношения – свадьбой или нет»

Конструкция должна быть абсолютно герметичной, поэтому в ходе сборки нельзя использовать абразивные материалы, поскольку они разрушают материал устройства.
Затягивая крепежные элементы не нужно забывать, что в биметаллических аппаратах применяется как левосторонняя, так и правосторонняя резьба.
При соединении санитарно-технических фитингов крайне важно правильно подобрать материал. Обычно применяется лен вместе с термически стойким герметиком, лента ФУМ (фторопластовый уплотнительный материал) или нити Tangit.
Прежде чем начинать монтажные работы, нужно внимательно распланировать схему подключения

Советуем к прочтению:   Обвязка радиатора – схемы, применяемое оборудование

Батареи могут быть подсоединены по диагональной, боковой или нижней схеме. В однотрубную систему рационально установить байпас, то есть трубу, которая позволит нормально функционировать системе при последовательном подключении батарей.
После окончания установки производится включение системы. Делать это нужно плавно открыв все вентили, которые ранее преграждали путь теплоносителю. Слишком резкое открытие краников ведет к засорению внутреннего трубного сечения или гидродинамическим ударам.
Вслед за открытием вентилей необходимо спустить излишний воздух через воздухоотводчик (например, кран Маевского). Обратите внимание! Нельзя перекрывать батареи экранами или ставить их в стенные ниши. Это резко понизит теплоотдачу оборудования

Правильно установленные биметаллические радиаторы отопления — залог их долгой и безотказной работы. Если есть сомнения относительно способности установить их своими руками, лучше обратиться к специалистам.

Соединение секций

Предварительно нужно определить количество секций. Общепринятое правило: одна секция обогревает 2 кв. м. пола при высоте стены 2,7 м. Аналогично можно подсчитать при другой высоте помещения. Кроме того, свойства радиатора можно уточнить у продавца. Округления при расчете производятся в большую сторону. Стоит учитывать утепленность помещения.

Соединяются секции ниппелями в верхней и нижней части с помощью специальных ниппельных ключей. Эти инструменты имеют плоский конец с одной стороны, а с другой – отверстие, в которое можно вставлять лом или железный прут для облегчения работы.

Нипель чугунный

Ниппель – отрезок трубы с выемкой для уплотнительного резинового кольца и нанесенной с обеих сторон резьбой.

Стыковочные окна должны иметь разнонаправленную резьбу, чтобы при закручивании ниппель соединял секции. Процесс должен происходить одновременно с двух сторон, поэтому нужно два человека. На стороны секции с левой резьбой ключ нужно крутить вправо, а с правой резьбой – влево.

Для герметичности можно использовать сантехнический лен, но лучше приобрести специальные паронитовые прокладки. Они более долговечны и переносят высокие температуры. Дополнительно на резьбу ниппеля можно нанести герметик.

Паронитовые прокладки для чугунного радиатора

Если в системе отопления будет использоваться антифриз, нельзя наносить на льняную подмотку олифу. Она быстро разъедается антифризом. В результате герметичность нарушится и придется заново раскручивать и собирать секции. Лучше обработать резьбу стойким к химическому воздействию герметиком и поставить паронитовые прокладки.

Соединение радиаторов из чугуна

Порядок монтажа

Работы по установке биметаллических батарей должны производиться в определенной последовательности:

  • размечаем места для установки кронштейнов на стенке;
  • кронштейны закрепляем дюбелями и цементным раствором (если речь идет о железобетонной или кирпичной стене) или двусторонним креплением (если это гипсокартонная перегородка);
  • ставим батарею строго горизонтально на установленные уже кронштейны;
  • подсоединяем радиатор к трубам, устанавливаем краник или термостатический клапан;
  • ставим воздушный клапан вверху радиатора.

Обратите внимание! Воздушный клапан (лучше всего автомат) обязателен к установке, поскольку внутри устройства возникает небольшое образование газов

Расчет необходимого количества секций

Определение требуемой мощности приборов отопления проводится в соответствии с рекомендациями СП 60.13330.2010 (старый СНиП 41-01-2003). В расчете участвуют:

  • характеристики помещения — площадь, высота потолков;
  • расположение комнаты относительно общего строительного объема дома и сторон света;
  • параметры наружного и внутреннего воздуха;
  • степень теплоизоляции стен, чердака;
  • тип и количество установленных окон;
  • площадь остекления;
  • особенности систем отопления — схема врезки, степень открытости;
  • мощность одной секции в зависимости от вида радиатора.

Это достаточно сложная методика с применением множества коэффициентов, которую на практике заменяют более простыми способами.

Один из них — определение требуемой теплоотдачи исходя из приблизительной нормы 100 Вт на кв.м площади.

Пример:

  1. Для обогрева комнаты 30 кв.м. нужно затратить 30х100=3000 Вт.
  2. Если предполагается установка биметаллического радиатора с межосевым размером 350 мм, по техническому паспорту или таблице определяется теплоотдача 1 секции — 136 Вт.
  3. Чтобы найти количество секций, требуемая мощность делится на единичную 3000/136=22.

Согласно этого расчета для обогрева помещения биметаллическими радиаторами потребуется 22 секции. Более точный результат можно получить, воспользовавшись онлайн калькулятором. В поля нужно ввести свои данные, выбрать модель радиатора. Ответ будет рассчитан за несколько секунд.

В данном примере онлайн программа дала 3 разных ответа при различной температуре наружного воздуха:

  • если зимой в среднем на улице -10°, требуется 16 секций;
  • при -20° — 25;
  • при -30° — 34.

Вывод напрашивается сам собой — расчет нужно проводить как можно тщательнее, поскольку разница в результатах значительна. Если излишек радиаторов компенсируется терморегуляторами, то при недостатке потребуется использовать котел на максимальную мощность. Возможно в помещении будет холодно даже при высокой температуре теплоносителя.

Как разобрать чугунную батарею отопления по секциям

Перед тем, как разобрать чугунный радиатор отопления, необходимо заготовить набор инструментов:

  • Ключ для разборки чугунных батарей (5/4 дюйма для старых приборов и дюймовый – для новых);
  • Разводной ключ второго или третьего номера;
  • Мел;
  • Дюймовая труба длиной 50-100 см.

Также нужно найти удобную площадку, на которой можно будет разбирать радиатор. Хорошим вариантом будет прочный деревянный щит, положенный на ровную площадку. Батарея укладывается на этот щит горизонтально, и можно приступать к разборке.

Технология разборки радиатора выглядит следующим образом:

В первую очередь нужно понять, в какую сторону откручиваются глухие пробки, после чего их нужно отвернуть. Перед тем, как разобрать батарею отопления, необходимо отметить на ключе длину до выкручиваемого ниппеля. Чтобы сделать это, ключ кладется на батарею, и его край доводится до той точки, где находится втулка.

На ключе при помощи мела по кругу делается отметка, до которой ключ вставляется в батарею.

Далее нужно разбираться, в какую сторону должен вращаться ключ для чугунных батарей – они могут иметь как левую, так и правую резьбу. Соответственно, при вращении в разные стороны секции батареи будут расходиться или сходиться. Направление вращения определяется при помощи футорки, которая вворачивается с той же стороны, куда впоследствии будет вставляться ключ.
При правой резьбе футорка вкручивается по часовой стрелке, поэтому направление вращения ключа при раскрутке будет противоположным.
С левой резьбой ситуация меняется с точностью до наоборот.

Непосредственно раскрутка радиатора начинается с первой секции. Первым делом нужно сорвать резьбу поочередно на обоих ниппелях (как правило, достаточно всего лишь половины оборота ключа)

Далее батарея постепенно раскручивается с каждой стороны так, чтобы расстояние между секциями составляло около 0,5 см.
При раскрутке очень важно соблюдать указанный зазор между секциями – если раскрутить батарею с одной стороны сильнее, то есть немалая вероятность того, что резьба заклинит. В процессе раскручивания на ключ стоит надеть трубу, чтобы уменьшить требуемые усилия.

По такой технологии разбирается любой современный радиатор. Зачастую на таких отопительных приборах имеются заглушки с промаркированным направлением резьбы.

Разборка старого радиатора

В случае со старыми батареями могут возникнуть некоторые проблемы – например, резьба в таких приборах может прикипеть, поэтому ее перед разборкой потребуется разогреть при помощи паяльной лампы или автогена. Когда стыки разогреты, нужно быстро сорвать ниппели с обеих сторон батареи. По такой же методике выкручиваются любые прикипевшие к батарее элементы.

Ниппель после длительной эксплуатации батареи может напрочь проржаветь. В таком случае зацепить его ключом будет невозможно, поэтому для разборки батареи потребуется ножовка или болгарка. Остатки ниппелей выкручиваются со своих мест, а резьба зачищается при помощи щетки.

Если же ни один из описанных способов не помогает, остается средство крайнего случая – разбить батарею кувалдой. Перед тем, как разбить чугунную батарею, ее нужно положить на горизонтальную поверхность и бить по средней осевой линии кувалдой до того момента, пока часть секции не отвалится. После этого батарею нужно перевернуть и повторить операцию, чтобы разбить всю секцию.

Остается лишь поставить радиатор вертикально, нанести несколько ударов по уцелевшим секциям и раскрутить их. Конечно, о целостности всего радиатора в таком случае говорить не приходится – в большинстве случаев теряется половина секций.

Монтаж пробок для обвязки радиатора

Примеры установки радиаторов.

Как правило, на батареях отопления имеется 4 открытых входа (по два на сторону). А все потому, что подключение батарей отопления в квартире возможно несколькими способами:

  • односторонним;
  • перекрестным;
  • однотрубным;
  • нижним.

От способа зависит количество входов, закрывающихся глухими или проходными пробками с резьбой на 0,5 или 0,75 дюйма. Установка пробок и запорной арматуры называют «паковкой» соединений на резьбе. Обвязка радиаторов отопления, устанавливаемых в квартире, — один из наиболее ответственных процессов, ведь чаще всего течи появляются на резьбовых соединениях.

Обычно монтаж батарей в квартире производят при помощи одностороннего типа подключения. Вверху с правого или левого бока производится подача, а внизу на той же стороне располагается обратный выход. Верх противоположной стороны отопительного прибора оснащается краном Маевского. Он нужен для того, чтобы сбрасывать воздух. Последний нижний вход блокируется заглушкой.

В случае, если для подводки воды применена труба Ø20 мм, то используется пробка с проходом на 0,5 дюйма, если труба Ø 25 мм — пробка 0,75 дюйма.

Важно! Пробки закручиваются в батарею с ощутимым усилием без использования всевозможных обмоток. Поверхность, с которой будет соприкасаться вкручиваемая прокладка, должна зачищаться от краски, ржавчины или окалины

Сборка биметаллических радиаторов

Схема биметаллического радиатора.

Прежде чем монтировать биметаллический радиатор отопления, его необходимо собрать. Для этого вам потребуются следующие материалы и инструменты:

    <li>;
  • пакля;
  • паста Unipak;
  • фум-лента;
  • радиаторные краны;
  • кронштейны;
  • дюбели;
  • электродрель;
  • гаечные ключи;
  • карандаш.

От радиаторного крана нужно открутить деталь с резьбовым соединением, на резьбу наматывается подмотка. Для этих целей лучше всего применять паклю в сочетании со специальной пастой Unipak, выдерживающей высокие температуры. Паста помогает достичь высокой герметичности резьбовых соединений биметаллических радиаторов. Вместо пакли с пастой можно использовать фум-ленту или паклю с краской.

Читайте также  Дисковые затворы в Москве

Прежде чем намотать паклю, нужно нанести на резьбовую часть детали пасту или краску, равномерно распределяя ее по всей резьбе. После этого берут заранее подготовленный пучок пакли и наматывают ее по ходу резьбы. Далее на обмотанную деталь надевают накидную гайку крана и вкручивают в пробку биметаллических радиаторов. Сначала можно закрутить руками, а потом с помощью гаечного ключа. Таким же образом вкручиваются в остальные пробки кран Маевского и заглушки.

Советуем к прочтению:   Муфельная печь для обжига керамики обработка глины в высокотемпературном устройстве, сделанном своими руками

На пробки биметаллических радиаторов можно установить специальные резиновые прокладки, которые можно купить отдельно. Другим, более надежным вариантом является намотка из пакли со специальной пастой. После этого закручивают пробки в радиатор

Необходимо обратить внимание, что две пробки имеют левую резьбу, а две — правую

На накидных гайках радиаторных кранов имеются кольцевые уплотнения, поэтому на них намотка не требуется. Данное кольцевое уплотнение ляжет в фаску, имеющуюся на резьбе кранов, соединение в этом случае получится плотным.

Когда пробки в батареи будут вкручены, прикручивают радиаторные краны. Теперь можно приступать к пайке труб-отводок одной стороной к радиаторному крану, второй — к тройнику

Здесь следует обратить внимание на длину труб-отводок, учитывая расстояние от пола и то, что часть трубы уйдет во внутренний диаметр соединяемой детали

Чтобы сделать все правильно, можно расположить кран и трубу на ровной поверхности и сделать отметки карандашом на всех деталях. Во время пайки необходимо проследить, чтобы все карандашные отметки совпадали.

Следующим действием будет прикручивание радиаторных кранов непосредственно к радиатору. Это нужно для определения расстояния до обводного участка подающей трубы в однотрубной системе отопления. После этого осуществляется непосредственное крепление биметаллических радиаторов на кронштейны и проверка их по уровню. Все радиаторы после сборки монтируются аналогичным образом. После этого они завязываются с котлом и друг с другом при помощи трубопровода. Сборка и может считаться завершенной. Основным условием при таких работах является точность разметок. Радиатор должен быть установлен аккуратно, соединения не должны иметь перекосов.

Установка кранов для батарей отопления

После вкручивания проходных пробок можно приступать к монтажу запорной и регулирующей арматуры. Для этого можно использовать шаровые или радиаторные краны с возможностью ручной или автоматической регулировки потока.

Краны для радиаторов имеют несколько конструкций, но самыми удобными в плане монтажа являются краны с накидными гайками (американки). Оборудовав радиатор таким краном, можно быстро произвести перекрытие потока теплоносителя, затем раскрутить соединение и демонтировать батарею, не останавливая работы всей системы. Самым главным является то, что американку можно использовать неоднократно, и это не зависит с резиновой она прокладкой или паронитовой, либо герметичность соединений достигается при помощи конусообразных деталей из металла.

От того, откуда происходит подводка питающих труб (из откосов ниши или стены), зависит использование угловых или прямых кранов, оснащенных накидными гайками.

Для того, чтобы закрутить такой тип соединения как американка, понадобится специальный ключ, вставляющийся в патрубок с гайкой. Сечения могут быть разнообразны. Лучше всего, если нужен шестигранный ключ, требуется лишь правильно определить размер. Ситуация осложняется, если внутри американки два выступа. В этом случае для качественной сцепки придется подбирать профиль подходящего размера. Лучше всего изготовить ключ в форме буквы «Г» с квадратным сечением самостоятельно. Его рабочая область должна слегка сужаться к основанию. Это позволит работать со всеми типами американок.

Место соединения патрубка и пробки нужно герметизировать при помощи подмотки. Сантехники часто применяют для этих целей пряди льна и паковочную пасту UNIPAK. ФУМ-ленту можно применять только для резьб высокого качества, у которых нет острых углов и имеется специальная насечка, препятствующая перекручиванию герметизирующих материалов.

Для проверки на совместимость двух деталей с резьбой необходимо предварительно соединить их без пакли. Необходимое количество пакли зависит от плотности собирания соединения. Чересчур сильная подмотка может способствовать деформации или появлению трещин на поверхности деталей. Недостаточный слой может быть причиной протечек.

Герметизирующий материал наматывается противоположно направлению резьбы. Из отдельных волокон льна собирают тонкую веревку и обматывают ею патрубок от наружного края. Каждый виток должен зажимать предыдущий, препятствуя прокручиванию. После того, как вся резьба заполнится подмоткой, ее обмазывают пастой и вкручивают на место.

Подготовка к монтажу

Схема подключения алюминиевых радиаторов.

Перед тем как приступить к установке биметаллических радиаторов, необходимо определиться с их расположением, другими словами, составить схему системы отопления, а также продумать, какие дополнительные действия вам, возможно, придется осуществить. Например, вам может потребоваться установка или замена кранов, замена труб. В таком случае вам следует заранее запастись всеми комплектующими и инструментами.

Из инструментов вам может потребоваться:

  • радиаторный ключ;
  • резак для труб;
  • разводной ключ;
  • газовый ключ;
  • комплект для сварки.

Диагональная схема подключения радиатора.

потребует также дополнительных деталей, точный перечень которых вы можете узнать в точке продажи радиаторов.

Примерный список этих материалов выглядит так:

  • соединительные муфты (ровные и изогнутые);
  • крепежи для радиаторов;
  • лен.

Для биметаллических радиаторов наиболее оптимальным считается диагональный монтаж.

Какие фитинги могут потребоваться для сборки батарей

Схема установки чугунной батареи.

Если система отопления однотрубная, то понадобятся тройники следующих диаметров: для подводящей основной трубы, например, 25 мм, для отводящей к радиатору и обходной трубы по 20 мм. Если основная подающая труба имеет диаметр 35 мм, то трубы будут иметь диаметры 32-25-25.

На каждый радиатор отопления потребуется по два таких тройника. В продаже имеются как полипропиленовые радиаторные краны, так и металлические, которые стоят несколько дороже. Надежность и долговечность кранов зависит от качества теплоносителя. На каждый радиатор нужно по два таких крана.

Если стены построены из недостаточно твердого материала, необходимо использовать специальные кронштейны. После того как все необходимые материалы будут куплены, можно приступать к сборке и .

Перед тем как начнется сборка и монтаж биметаллических или чугунных батарей, необходимо сделать разметку того места, где они будут висеть. Для этого на стене делают отметки карандашом в местах крепления кронштейнов. Разметку необходимо производить по уровню. Кроме того, следует учитывать, что кронштейны необходимо крепить так, чтобы они располагались в промежутке между секциями батарей.

Производя разметку, необходимо учитывать и высоту радиаторов от подоконника и пола. Чтобы не сделать ошибок, радиаторы отопления прикладывают к стенам и наносят отметку таким образом, чтобы кронштейны после крепления оказались между секциями батареи.

После нанесения разметки на стены сверлят отверстия соответствующего диаметра. Диаметр отверстия должен совпадать с размером дюбеля, который идет в комплекте с радиатором. Затем вставляют дюбель и вкручивают в него сам кронштейн.

Сборка чугунных радиаторов

Схема технических характеристик чугунного радиатора.

Перед монтажом чугунных радиаторов их целесообразно развинтить, подкрутить ниппели и произвести их сборку. Сборка таких батарей, как правило, выполняется вдвоем. Для этого понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • радиаторные ключи;
  • краска;
  • кисти;
  • кронштейны;
  • дюбели;
  • электродрель.

Сборка чугунных радиаторов производится на верстаке с использованием двух специальных ключей, которые вставляются в ниппельные отверстия (каждый ниппель имеет и верхнее, и нижнее отверстие). Для удобства в нижнее ушко радиаторного ключа вставляют ломик. Нижний и верхний ниппели разворачиваются одновременно, чтобы радиатор не перекашивался. Необходимо помнить то, что ниппели с разных сторон батареи имеют различные по направлению резьбовые соединения.

Схема установки чугунных радиаторов.

После и развинчивания всех секций начинают их группировку. Чтобы выполнить группировку двух секций, сначала захватывают ниппелями несколько резьбовых нитей на каждой стороне. После этого завинчивают оба ниппеля одновременно. Таким же образом можно с любым необходимым количеством секций.

Собранную батарею в дальнейшем подвергают опрессовке. В случае обнаружения протечек воды ниппели подкручивают. После сборки целесообразно окрасить радиатор. Прежде чем , нужно установить для нее крепление. В доме с деревянными стенами батареи устанавливаются на подставки, располагающиеся прямо на полу, а на стену монтируются поддерживающие приспособления. При покупке радиатора нужно проверить соответствие крепления типу вашей стены, на которой будут монтироваться отопительные устройства.

При установке батареи нужно проследить, чтобы ее центр совпал с центром окна. Верхняя часть радиатора должна находиться на расстоянии 5 см от подоконника, нижняя не доходить до пола не менее, чем 6 см. Радиатор необходимо приложить к стене, соблюдая все данные параметры, и произвести разметку мест крепления таким образом, чтобы на каждый м отопительных устройств приходилось по одному кронштейну. Все отопительные приборы, монтируемые в одной комнате, должны находиться на одинаковом уровне. Кронштейны обычно устанавливают на глубину не менее 12 см и замуровывают цементным раствором.

После того как батарея будет подвешена на крепление, ее подсоединяют к системе отопления. Для этого нужно вывернуть заглушки, подключить вентиль и монтировать радиатор при помощи сгонов.

Как заменить крышку радиатора

Для того чтобы заменить крышку радиатора, ее сначала нужно приобрести. Так как этот элемент системы охлаждения двигателя достаточно важен, не стоит экономить, покупая некачественную дешевую продукцию неизвестных производителей. В первую очередь можно отметить такие фирмы как TAMA и MASUMA. Крышки этих производителей отличаются хорошими эксплуатационными характеристиками, надежностью и при этом невысокой ценой. Менять их приходится сравнительно редко, не чаще каждых 50 тыс. км пробега. Чтобы не забыть, можно совмещать этот процесс с заменой тормозных колодок, при этом периодичность будет примерно одинакова.

Перед походом в магазин следует знать, какая крышка радиатора установлена именно на вашем автомобиле. Могут быть различия по способу крепления и размерам у разных марок автомобилей. Можно захватить старую крышку с собой в магазин в качестве образца.

Заменить крышку достаточно просто самостоятельно. Она легко откручивается руками, а на ее место ставится новая. Главное, делать это при холодном двигателе, иначе можно обжечься. Закручивать крышку следует основательно, не допуская возможного самопроизвольного откручивания из-за вибрации.

Источники

  • https://otoplenie-gid.ru/elementy/radiatori/606-probka-radiatora
  • https://o-trubah.ru/dopolnitelnye-elementy/probka-radiatora-468
  • https://teplospec.com/radiatory-batarei/kakie-radiatornye-probki-luchshe-ispolzovat-pri-montazhe-radiatorov-otopleniya.html
  • https://sdelai-lestnicu.ru/pechi-i-kaminy/ustanovka-radiatorov-otoplenia-svoimi-rukami-bimetalliceskie-aluminievye-cugunnye
  • https://vse-otoplenie.ru/rezba-na-radiatorah-otoplenia
  • https://www.tproekt.com/kakie-radiatornye-probki-lucse-ispolzovat-pri-montaze-radiatorov-otoplenia/

Источник: akak7.ru

Гармония Красоты