Содержание
- Как организовать обогрев ступеней?
- Преимущества обогрева крыльца
- Как происходит обледенение ступеней, сколько энергии нужно
- Проблемы при создании бетонных обогреваемых ступеней
- Как обогреваются ступени кабелем
- Обогрев ступеней трубопроводом
- Простейший способ борьбы со льдом на ступенях дома
- Варианты обогрева ступеней
- Жидкостный обогрев
- Термоматы
- Нагревательный кабель
- Электрический обогрев крыльца
- Преимущества
- Обогрев наружных лестниц и крылец
- Особенности монтажа обогрева крыльца или лестницы
- Управление обогревом
- Резистивный греющий кабель
- Саморегулирующийся греющий кабель
- Подробнее про старение саморегулирующегося кабеля
- Варианты управления обогревом открытых площадок
- Зачем нужно греть крыльцо
- Способы обогрева уличного крыльца
- Водяной обогрев
- Инфракрасный обогрев
- Нагревательный кабель
- Нужен и выгоден ли такой обогрев улицы
- Где лучше монтировать и какие материалы потребуются
- Какой греющий кабель лучше
- Датчики
- Монтаж, укладка и закрепление кабеля
- Подключение и настройка терморегуляторов
- Отличия теплых полов дома и на улице
- Особенности и правила монтажа
- Виды термических способов
- Нагревательный кабель
- Контур с жидким теплоносителем
- Инфракрасные устройства
- Установка подогревающих систем
- Монтаж под плитку
- Использование электрических систем
- Нестандартные способы применения уличных систем обогрева
- Жидкий теплоноситель
- На что обратить внимание при подключении
- Нагревательный кабель
- Водяной подогрев ступеней
- Обогрев ступеней крыльца термоматами
- Установка подогревающих систем
- Установка обогревателей под плитку
- Как организовать обогрев ступеней?
- Преимущества обогрева крыльца
- Как происходит обледенение ступеней, сколько энергии нужно
- Проблемы при создании бетонных обогреваемых ступеней
- Как обогреваются ступени кабелем
- Обогрев ступеней трубопроводом
- Простейший способ борьбы со льдом на ступенях дома
- Варианты обогрева ступеней
- Жидкостный обогрев
- Термоматы
- Нагревательный кабель
- Электрический обогрев крыльца
- Преимущества
- Обогрев наружных лестниц и крылец
- Особенности монтажа обогрева крыльца или лестницы
- Управление обогревом
- Резистивный греющий кабель
- Саморегулирующийся греющий кабель
- Подробнее про старение саморегулирующегося кабеля
- Варианты управления обогревом открытых площадок
- Зачем нужно греть крыльцо
- Способы обогрева уличного крыльца
- Водяной обогрев
- Инфракрасный обогрев
- Нагревательный кабель
- Нужен и выгоден ли такой обогрев улицы
- Где лучше монтировать и какие материалы потребуются
- Какой греющий кабель лучше
- Датчики
- Монтаж, укладка и закрепление кабеля
- Подключение и настройка терморегуляторов
- Отличия теплых полов дома и на улице
- Особенности и правила монтажа
- Виды термических способов
- Нагревательный кабель
- Контур с жидким теплоносителем
- Инфракрасные устройства
- Установка подогревающих систем
- Монтаж под плитку
- Использование электрических систем
- Нестандартные способы применения уличных систем обогрева
- Жидкий теплоноситель
- На что обратить внимание при подключении
- Нагревательный кабель
- Водяной подогрев ступеней
- Обогрев ступеней крыльца термоматами
- Установка подогревающих систем
- Установка обогревателей под плитку
Как организовать обогрев ступеней?
Предотвратить образование наледи или утоптанного снега на ступенях перед входом в дом, офис или магазин можно несколькими способами: химической обработкой, механическим воздействием или путём подогрева крыльца и прилегающих к нему ступеней.
Механическая очистка не позволит на 100% избавиться от наледи или снега
Первые два способа имеют сомнительную репутацию. Их применение приводит к образованию трещин и сколов на облицовочной поверхности, разрушению её защитного панциря, дополнительным расходам по восстановлению покрытия и круглосуточному дежурству.
Удаляя наледь механическим способом, можно легко облицовку ступеней
Реализовать третий способ борьбы со льдом на ступеньках возможно несколькими вариантами:
- размещением термических матов с инфракрасным нагревателем;
- прокладкой трубок с незамерзающей жидкостью;
- при помощи нагревательного кабеля.
При помощи электрического обогрева, уложенного на крыльцо и ступени, можно за несколько часов избавиться от их обледенения на улице. Наледь образуется в температурном коридоре от плюс трёх до минус семи и если при этой температуре добиться сухой поверхности облицовочного материала, то более крепкие морозы не будут страшны. А всё потому, что при другой температуре снег, как правило, не идёт и наледь не образуется, а значит и греть более нет надобности.
Благодаря электрическому обогреву, ступени будут чистыми даже во время снегопада
Преимущества обогрева крыльца
Организуя обогрев уличных дорожек и ступеней, вы несете определенные затраты. Но они окупаются положительными моментами:
- привлекательный внешний вид объекта;
- не нужно тратиться на содержание дворника (или выполнять работу по уборке снега самому);
- сохранность поверхности (плитка не разбивается ломом и не разъедается реагентами);
- подогрев ступеней не только удаляет снег и лед, облицовка быстро высыхает во время дождя;
- продление срока службы облицовочных материалов: вода не замерзает в микротрещинах, и не раскалывает плитку.
Оценив материальные преимущества, становится ясно, что вложение средств в систему уличного обогрева может быть рациональным.
Как происходит обледенение ступеней, сколько энергии нужно
При температурах ниже -7 град С, как правило, обледенение уже не грозит, а выпавший снег придется сметать метлой. Наибольшие неприятности с образованием льда на лестнице крыльца можно ожидать при скачках температуры около 0 градусов с понижениями до -5 град С, при повышенной влажности и осадках. В это время траты на энергию по борьбе со льдом на крыльце могут возрастать многократно.
Производители нагревательных систем говорят о том, что нам хватит и 300 Вт на 1 метр квадратный, чтобы при небольших морозах создать на поверхности керамогранитной, каменной отделки крыльца нужные +3 градуса, чтобы эта поверхность начала осушаться.
Но при практической проверке выявлялось, что подобной мощности маловато, – идет значительное ее рассеивание и поверхность не прогревается достаточно. Т.е. речь должна идти о 500 Вт/м кв., или о применении перенаправления выделяемой энергии на покрытие ступеней.
Проблемы при создании бетонных обогреваемых ступеней
Железобетон, из которого обычно делается основание лестничных маршей, ведущих на крыльцо дома, отлично проводит тепло. Энергия, выделяемая нагревательным кабелем или трубой отопления под покрытием ступеней, неплохо будет рассеиваться и через боковины крыльца, и через не утепленный грунт и конструкции дома.
Потери в каждом конкретном случае индивидуальны, по некоторым оценкам может без всякого практического результата (без нагрева поверхности лестницы с таянием льда) теряться до 50% энергии. Слой эффективного утеплителя под греющей системой резко бы сократил подобные потери и сфокусировал бы эту энергию на нагрев поверхности.
Но тогда нагреваемые слои должны быть устойчивыми к температурным расширениям и переходам через 0 градусов, а также должны быть свободно-плавающими и не связанными (оставление зазоров) с остальной конструкцией лестницы. Рекомендуется обустройтсво теплоизоляции внутри конструкции или по ее границам с применением экструдированного пенополистирола толщиной от 35 мм.
Как обогреваются ступени кабелем
Нагрев ступеней лестницы может быть выполнен нагревающим кабелем, рассчитанным на работу при отрицательных температурах. При этом обогрев может быть организован в автоматическом режиме аппаратурой входящей в комплект – термодатчиком, установленным в центральной части ступени, и управляющим термостатом.
Отличительная особенность этого способа – дешевизна оборудования и простота монтажа. Примерная схема приведена на рисунке.
Кабель заделывается только в плотный слой раствора без пустот, обеспечивающий теплоотведение во все стороны от него. Нельзя подобный электронагреватель класть на утеплитель. Типичной упрощенной монтажной схемой для электрокабеля остается укладка его прямо на бетон ступеней для лучшего теплоотведения, а утепление делается уже всей конструкции по возможности или не делается вовсе.
Укладка кабеля может вестись только в центральной части ступеней для уменьшения теплопотерь по боковинам конструкции
Закладка теплизолирующего слоя из экструдированного пенополистироала ведется еще на стадии создания всей железобетонной конструкции. Над утепляющим слоем оставляется не менее 10 см бетона с пластификаторами со стальной армировкой, для равномерного рассеивания тепла от кабеля
Вместе с обогревом ступеней зачастую создается и подогрев прилегающей площадки и самого крыльца. Поэтому суммарная требуемая мощность может быть значительной — от 2 кВт…
Обогрев ступеней трубопроводом
Электроэнергия, возможно, будет дороже тепловой энергии в доме в 2 – 3 раза. Если пользоваться подогревом крыльца и дорожек постоянно, то возможно, более целесообразным станет удаление льда со ступеней с помощью нагревом трубой.
Если в доме применяется незамерзайка в качестве теплоносителя, что не рекомендуется и может рассматриваться лишь как вынужденная мера, то создать водяной обогрев крыльца просто, — достаточно подключить контур в виде металлопластиковой трубы 16 мм длиной до 35 метров через терморегулятор РТЛ.
Но если в системе отопления дома вода (обычно) то, чтобы организовать обогрев ступеней, придется создавать обособленный контур с незамерзайкой — теплообменник для забора энергии у системы отопления с расширительным баком, насос, термоголовку с трехходовым клапаном, и далее — обогревающий трубопровод уложенный над утеплительным слоем под покрытием ступеней крыльца. Из-за сложностей это применяется редко и в основном для масштабных подогревов на улице.
Простейший способ борьбы со льдом на ступенях дома
Обогревать ступени дома можно не только встроенными в них нагревающими элементами, но и направленным лучевым теплом. Инфракрасные обогреватели с отражателями, могут быть довольно узконаправленного действия. Если их удастся разместить соответствующим образом на крыльце и направить излучение в нужное место, то вопрос с обледенением обычно несложно решается. Потери энергии возможно будет больше, но по простоте монтажа это выгодное решение. Управление обычно только ручное, что не сложно сделать. В зависимости от конкретной ситуации может справиться и один обогреватель на 1 кВт, возможно понадобиться 2 — 4 шт по 500 Вт….
Варианты обогрева ступеней
Все три варианта имеют одно важное сходство – они подключаются к питанию 220 В и создают дополнительную нагрузку на электрические сети. Обогрев уличных ступенек нужно планировать ещё на стадии проектирования частного дома или торгово-офисного помещения и рассчитывать мощность основного кабеля на ввод. Если у вас вышло по-другому, не расстраивайтесь – выход всегда есть.
Расчет мощности особенно важен, если помимо крыльца вы планируете обогревать прилегающую территорию
Во-первых, можно регулировать работу обогрева на улице вручную и включать вечером, когда по ступенькам и крыльцу никто не ходит, кроме соседского кота. Во-вторых, в ночное время пользование электроприборами резко падает, а обогрев на улице не позволит ступенькам покрыться льдом после заката и с укреплением ночных морозов. За ночь электрический обогрев не даст образоваться наледи.
Жидкостный обогрев
Установка жидкостного подогрева предполагает укладку на улице полудюймовых трубок по поверхности крыльца и ведущих к нему ступеней. Трубки укладываются «змейкой» и должны проходить в полу под входной дверью и прокладываться до её установки. В них закачивается антифриз или другие гликоли.
Прокладка трубок жидкостного обогрева ступеней
Подключение уличного контура к общей системе «водяного» отопления сопровождается обязательным приобретением насоса и отопительного котла увеличенной мощности. Кстати, создавать весну над отдельно подогреваемым крыльцом необходимости нет, но постоянно отслеживать давление в системе, и пополнять объём жидкости придётся.
Подключение жидкостного обогрева к системе отопления
Термоматы
Термоматы – это пластины или секции с «ниткой» инфракрасного нагревательного элемента внутри. Они могут изготавливаться по размерам заказчика и имеют свой каркас и защитное покрытие. Из каждой секции выходят два кабеля – это вход и выход. Они соединяются между собой при помощи удобных разъёмов, легко и без всякого вспомогательного инструмента. Даже новичок способен их скрутить и защелкнуть. Кабели могут свободно лежать по краям ступеней, а могут укладываться в специально закреплённых для них коробах.
Существуют термоматы, стилизованные под накладки на ступени
Но, нужно быть готовым к тому, что термические маты закрывают собой большую часть крыльца и ступенек на улице. Это, собственно, главный недостаток данной технологии, ведь вы закрываете всю красоту лестничной облицовки термоматом.
Важно!Термоматы – это, скорее,экстренная помощь, но не решение проблемы. Если вы хотите рази навсегда избавиться от намерзания на леснице, организуйте “стационарный” обогрев.
Нагревательный кабель
Если позаботиться о подогреве крыльца заранее, то можно подготовить себе на будущее сразу несколько приятных сюрпризов. Достаточно уложить по бетонному основанию крыльца и горизонтальной поверхности ступеней нагревательный кабель. Закрепить его в виде волн с шагом от четырёх до десяти сантиметров, залить стяжкой без пустот, а поверх уложить выбранный облицовочный материал. Главное – проверить сопротивление кабеля (саморегулирующегося или резистивного) до начала укладки и после заливки стяжки.
Крыльцо с нагревательным кабелем в разрезе
Нагревательный кабель может покрывать всю площадь лестницы
А может охватывать только центральную часть ступеней
Если общая высота поверхностного слоя над кабелем (вместе с облицовочным материалом) не будет превышать семидесяти миллиметров, боковые стенки крыльца будут утеплены и выдержан угол наклона ступеней, то подогрев крыльца будет тихо и спокойно делать своё дело за 4-4,5 кВт/ч.
Сравнительная таблица жидкостного и кабельного обогрева ступеней
Электрический обогрев крыльца
Электрическая система подогрева крыльца не требует использования жидкого теплоносителя, насоса и котла для нагрева воды. Такая система гораздо проще, так как для ее устройства требуется только наличие подходящего по параметрам электрического кабеля. Так же, как и трубы для теплоносителя, его укладывают под внешнюю поверхность крыльца. Главное при использовании резистивного электрического кабеля — его стойкость к влажности, механическим нагрузкам, воздействию низких температур.
В состав системы электрообогрева входят: греющий кабель, распределительное устройство и группа контроля. Чтобы обогрев крыльца был полностью автоматизирован, устанавливаются датчики, контролирующие температуру ступеней. В случае отрицательных показателей датчик подает сигнал, направленный на включение системы обогрева. Автоматизация обогрева крыльца позволяет сэкономить используемые ресурсы, так как система будет работать только в случае понижения температуры. Если пренебречь автоматизацией, то придется вручную включать и выключать подачу тепла на крыльцо, а это не всегда удобно и надежно.
Самым удобным вариантом можно назвать саморегулирующийся кабель, который начинает работать при падении температуры до определенного уровня.
Преимущества
Использование электрического кабеля для обогрева ступеней крыльца имеет ряд преимуществ перед другими методами.
Основное преимущество электрической обогревательной системы — экономия средств. Нет необходимости в монтаже дополнительного оборудования, предусмотренного водяным подогревом. Электрические датчики обеспечивают абсолютную безопасность системы, способствуют экономии электроэнергии, поскольку подключают обогрев только при отрицательной температуре. Продолжительность работы до износа электрического кабеля, укладываемого в ступени, составляет десятилетия.
К другим достоинствам можно отнести: простоту монтажа, способность подогрева конструкций из разных материалов, доступность комплектующих для устройства системы, низкую стоимость эксплуатации, отсутствие необходимости регулярного технического обслуживания.
Советуем к прочтению: Характеристики вышки тура и строительного помоста
Обогрев наружных лестниц и крылец
Для гарантированной защиты от наледи уличных ступеней требуется обеспечить мощность обогрева 250 — 300 Вт./м2.
Применяются, как правило, мощные нагревательные кабели ELEKTRA — одножильные или двужильные, с удельной мощностью от 20 Вт./м.п.
Для этого применяют:
- одножильный кабель Elektra VC20
- двухжильные кабели Elektra VCDR20
- двужильный нагревательный кабель VCD25
- Elektra TuffTec 30 кабель с удельной мощностью 30 Вт./м.п.
Какой кабель выбрать для монтажа: одножильный или двухжильный? Двухжильный кабель удобно укладывать при обогреве ступеней, на площадки же можно использовать и одножильный кабель. Когда отсутствует возможность увеличения высоты ступени, под кабель вырезают канавки (штробы), и уже в них укладывают кабель.
Особенности монтажа обогрева крыльца или лестницы
Укладывая нагревательные кабели надо придерживаться следующих правил:
- шаг укладки кабеля VC 20 должен быть не меньше 50 мм.
- шаг укладки кабеля VCD 25 должен быть не менее 60 мм.
- шаг укладки кабеля TuffTec 30 должен быть не менее 70 мм.
Ввиду того, что боковые части ступеней не обогреваются, крайние витки кабеля надо располагать как можно ближе к краю ступени. Если отлитые ступени нуждаются в выравнивании, как на фото, то кабель укладывают поверху ступеней, закрепляют при помощи монтажной ленты и заливают выравнивающим раствором. Для это лучше использовать сухие смеси на цементной основе, предназначенные для выравнивания поверхностей.
Управление обогревом
Управлять нагревом крыльца можно при помощи терморегулятора ETOG с датчиком температуры и влажности, или при помощи регулятора ETR, работающего с датчиком температуры.
Резистивный греющий кабель
- стоимость ниже, чем у саморегулирующегося кабеля (без учета термостата и датчиков)
- сохраняет свою мощность постоянной независимо от часов выработки, то есть через 10 или 30 лет будут греть с такой же силой
- при перегреве может перегореть поэтому требует квалифицированной, внимательной и правильной укладки
- возможно использование только совместно с термостатом (терморегулятором) во избежание перегрева
Саморегулирующийся греющий кабель
- стоит дороже
- Не способен перегореть при расположении ниток греющего кабеля слишком близко друг к другу, или при самопересечении поэтому прощает эти ошибки при монтаже или последующем смещении при перекладке покрытия.
- Нагревательный кабель саморегулирующийся и поэтому не требует применения термостатов и терморегуляторов, однако эффективно может использоваться и с ними
- Матрица саморегулирующегося греющего кабеля хоть и незначительно, но все же подвержена старению при активной его эксплуатации.
Подробнее про старение саморегулирующегося кабеля
Последний пункт означает, что если сделать, например, обогрев открытой площадки кабелем Lavita GWS 40-2CR, с номинальной мощностью 40 ватт, и нагружать его работой почти все холодное время года (осенью включать и весной выключать), то через 5-10 лет греющий кабель будет выдавать уже меньшую номинальную мощность.
Из-за меньшей мощности греющего кабеля может увеличится время, требуемое для избавления от наледи, а может и вовсе не хватить выдаваемого тепла в самые сильные морозы.
Однако выработка ресурса матрицы происходит именно при активной работе при низких температурах. Это означает, что если мы этот же кабель будем включать значительно реже, периодически, когда нам нужно, то и через 15 лет его номинальная мощность упадет незначительно, и это не повлияет на его работу.
Левая часть крыльца постоянно обогревается резистивным кабелем через термостат теплого пола, правая-саморегулирующимся кабелем-принудительное включение
Итак, для обогрева открытых площадок оптимально использовать саморегулирующийся греющий кабель в следующих случаях:
- Хотите включать обогрев самостоятельно, когда вам это нужно, без термостатом и датчиков.
- Планируете пользоваться периодически, от раза к разу.
- Вы хотите сохранить средства и не платить за обогрев дорожки тогда, когда вам это не нужно.
- Вы хотите сделать надежную, простую и безопасную систему за счет минимума элементов (без термостатов, датчиков, щитка управления). Кстати, можно саморегулирующийся кабель подключить и через термостат. Можно сначала подключать вручную, а потом, при желании добавить элементы управления обогревом в виде термостата и датчиков.
Резистивный кабель используется в автономных системах обогрева открытых площадок, например:
- Вы хотите, чтобы система обогрева работала бы всегда, независимо от того приедете вы сегодня или через две недели (управление производится как правило метеостанцией-термостатом, включающим систему, или только по датчику температуры окружающего воздуха, или в совокупности с датчиком осадков).
- Вы хотите чтобы крыльцо и дорожки были бы всегда свободны от снега, вы не хотите ничего включать и вообще вспоминать о системе обогрева.
- Вы готовы потратиться на оплату счета за электричество при часто работающей системе обогрева.
И если совсем кратко: Саморегулирующийся кабель надежнее (не перегревается), не требует термостата, можно включать прямо в розетку или в щиток, но слабеет с годами при постоянном использовании. Резистивный кабель не теряет мощности со временем, но требует использования терморегулятора, более требовательный к укладке и есть риск перегорания в случае, если что-то не так.
Варианты управления обогревом открытых площадок
- Самый простой вариант: саморегулирующийся греющий кабель включается непосредственно в розетку или в щиток и включается вручную когда это необходимо. Саморегулирующийся кабель можно использовать со всеми терморегуляторами.
- Простой вариант с применением резистивного кабеля: обогрев дорожки или крыльца может быть сделан резистивным кабелем через обычный датчик теплого пола, чтобы защитить греющий кабель от перегрева.
- С применением термостата и датчиков: система обогрева управляется термостатом по показанию датчиков температуры воздуха и наличия осадков.
Возможны варианты компоновки и совмещения вариантов управления. Это оправдано в случаях, когда, например, установлено ограничение по потребляемой мощности(как иногда бывает в коттеджных поселках).Можно главный въезд и тропинку сделать резистивом, управляемым от метеостанции, чтобы всегда были бы без наледи. А остальные площади, которые не хватит мощности греть одновременно, обогревать саморегулирующимся кабелем, который будет включаться вручную при выключенной основной секции.
Слева резистивный кабель-въезд в гараж, справа саморегулирующийся-дополнительная парковка для гостей
Расчет мощности для обогрева открытых площадок
Необходимо привести 300-350 Ватт на квадратный метр обогреваемой поверхности. Приводимая мощность зависит от толщины прослойки между греющим кабелем и поверхность.
Например нужно обогреть дорожку 0,8 м шириной и 3 м длиной, получается 2,4м2
2,4*300=720 Вт
Саморегулирующегося кабеля Lavita GWS 40-2CR с номинальной мощность 40 Вт/м нужно взять 18 метров (720/40=18).
Резистивный кабель идет комплектами с фиксированной длиной и мощностью, и нужно подобрать ближайший больший. На примере зарекомендовавшего себя двужильного резистивного прогревочного кабеля готового к укладке TXLP/2/28 DEFROST SNOW (TWIN) выбираем секцию 890 Вт (31,78 м).
Важный нюанс при обогреве ступеней крыльца стандартной ширины(30см) саморегулирующимся кабелем: оптимальнее брать GWS 30-2CR с номинальной мощность 30 ватт, и класть в 3 нитки с интервалом 10 см. Получается как раз 300 Вт на м2. Тогда как 2 нитки Lavita GWS 40-2CR может оказаться недостаточно, а 3 нитки слишком много.
Саморегулирующийся греющий кабель уложен на ступени в проштрабленные пазы
Варианты монтажа греющего кабеля
- на пластиковую сетку, разложенную по всей обогреваемой поверхности
- на монтажные ленты, предварительно зафиксированные дюбелями
- в проштрабленные пазы, предварительно фиксировать можно грузом и малым количеством раствора
Высчитывается расстояние между нитками греющего кабеля, и кабель фиксируется хомутами к сетке или язычками монтажной ленты.
Фиксируем саморегулирующийся нагревательный кабель Lavita GWS 40-2CR хомутами
Фиксация резистивного кабеля на сетке хомутами
Зачем нужно греть крыльцо
Наледь или слой утоптанного снега на крыльце не просто мешают нормально по нему передвигаться, но и приводят к травмоопасным ситуациям.
Опасное крыльцо
Чтобы избавиться от них, используют два привычных способа – химический и механический:
- Химическая обработка заключается в посыпании поверхности солью, или другими реагентами, вызывающими таяние снега.
- Механический способ – это обычная чистка с применением лопат, ломов, ледорубов и жестких метел.
Все представляют, к чему приводят эти методы. Это и испорченная реагентами обувь, и разрушение облицовки ступеней, и, как следствие, необходимость её восстановления. А цена на материалы и работу, в этом случае, немалая.
Для справки. Кроме того, периодически замерзающая и оттаивающая вода, проникшая в бетон или под плитку, и сама разрушает конструкцию, вызывая появление растущих трещин.
А вот обогрев крыльца и ступеней во время снегопадов и морозов, вообще не дает образоваться ледяной корке, моментально растапливая выпавшие осадки, и не давая им замерзать.
Получается, что однажды потратившись на утепление крыльца дома, мы получим несколько преимуществ:
- В первую очередь – безопасное передвижение по ступенькам в любую погоду;
- Отсутствие необходимости следить за чистотой крыльца и вовремя его чистить;
- Сокращение затрат на его ремонт.
Конечно, ни один способ обогрева не является бесплатным, и в процессе эксплуатации придется оплачивать дополнительные счета за электричество или другой источник энергии. Но безопасность и здоровье близких того стоят.
Способы обогрева уличного крыльца
Любой из описанных ниже вариантов желательно выбрать и продумать на этапе проектирования дома, или хотя бы пристраивания к нему крыльца. Потому что подогрев крыльца на улице потребует увеличения мощности вводного электрокабеля, объединения системы с внутридомовыми коммуникациями, подключения к ним и т.д.
Модернизировать уже имеющееся крыльцо сложнее, но тоже возможно. Как сделать теплое крыльцо к дому правильно, расскажет и покажет видео в этой статье.
Водяной обогрев
Водяной подогрев уличных площадок предполагает прокладку по ним тонких трубок, наполненных незамерзающей жидкостью, с последующей заливкой поверхности бетоном.
Обратите внимание. Так как слой цементно-песчаной стяжки должен быть достаточно мощным, чтобы обеспечить целостность труб, то уровень площадки перед входной дверью значительно повышается. И если дверь уже установлена, этот способ может вам не подойти.
Выбрав такую систему обогрева, вам придется позаботиться о покупке насоса и котла отопления. Или о его замене на более мощный, если водяное отопление дома уже существует и эксплуатируется. Плюс, необходимо будет постоянно контролировать объем жидкости и давление в системе.
Вообще водяной подогрев ступеней крыльца – самый дорогой по материалам и монтажу. Выбирать его имеет смысл только в том случае, когда в самом доме тоже планируется водяное отопление, причем от газового котла.
Инфракрасный обогрев
Чтобы быстро и без серьезных физических усилий получить утепленное крыльцо, можно постелить на него термоматы. Это резиновые коврики, пластины или секции разных форм с инфракрасным нагревателем внутри. Их можно купить готовые, или заказать изготовление по своему размеру.
Между собой все секции соединяются специальными разъемами своими руками, без использования каких-либо инструментов. Каждый элемент снабжен двумя кабелями с такими разъемами – один работает на вход, второй на выход. Их можно уложить в короба или оставить лежать по краям ступеней.
К преимуществам этого варианта относятся:
- Скорость монтажа;
- Относительная дешевизна (около 7000 руб/кВ.м.);
- Экономичность эксплуатации;
- Легкость демонтажа на теплый сезон.
Есть и недостаток: грубые черные покрытия прячут под собой красивые ступени, лишая крыльцо внешней привлекательности. Но их можно иметь в резерве, чтобы использовать в экстренных ситуациях на непродолжительное время.
Нагревательный кабель
По мнению специалистов, это самый оптимальный способ сделать теплые ступени на крыльце. И не только ступени: греющий кабель можно уложить и на площадке перед крыльцом, и на ведущей к нему дорожке, и на въезде в гараж. Главное, чтобы где-то рядом был источник питания.
Как видите, кабель укладывается на обогреваемую поверхность змейкой, с шагом между витками от 4 до 10 см и закрепляется металлическими накладками.
Совет. Намного удобнее пользоваться готовыми матами из сетки, с закрепленным на ней греющим шнуром.
Инструкция по монтажу выглядит так:
Схематичное изображение | Описание |
Укладка кабеля | На горизонтальные поверхности непрерывной волнистой линией укладывается нагревательный кабель. |
Подключение к сети | Конец выводится за пределы крыльца и подключается к электросети через терморегулятор. После чего проверяется его работоспособность. |
Заливка стяжки | После проверки сопротивления поверх кабеля заливается стяжка, закрепляющая его в заданном положении и защищающая от механических повреждений. Необходимо следить за тем, чтобы стяжка получилась без пустот. |
Ввод в эксплуатацию | После заливки раствором нужно дождаться его полного высыхания, а затем ещё раз убедиться в том, что система работает. |
Облицовка | Если все в порядке, можно облицевать крыльцо с подогревом керамогранитом, клинкерной плиткой или другим материалом. |
Это важно. Нагревательный кабель, предназначенный для таких целей, как обогрев ступеней крыльца или других открытых площадок, должен быть устойчивым к низким температурам, солнечным лучам и атмосферным осадкам. Еще одно обязательное требование – высокая механическая прочность.
Электробезопасность – важное условие при выборе кабеля
Советуем к прочтению: Ограждения для лестниц в частном доме – особенности исполнения
Решая, как утеплить крыльцо, можно выбрать два варианта регулировки и управления системой – ручной и автоматический.
- Ручное управление подразумевает, что вы сами будете включать и отключать систему по мере необходимости. Делать это придется после снегопадов и при температуре воздуха на улице от нуля до минус 7-10 градусов – именно в этом температурном диапазоне и образуется наледь. В сильные же морозы, если крыльцо изначально было сухим, греть его не нужно, так как снег при такой температуре не идет.
Терморегулятор для ручного управления
Совет. Желая сэкономить, можно включать кабель в сеть только на ночь, когда температура воздуха понижается. Это особенно актуально для владельцев двухтарифных счетчиков с небольшим ночным тарифом.
Управление в автоматическом режиме осуществляется с помощью антиобледенительной системы, в состав которой входят терморегуляторы, датчики температуры и влажности воздуха, распределительные коробки, защитную и пускораспределяющую арматуру.
Греющая часть системы может состоять из резистивного (с постоянной мощностью) или саморегулируемого (с меняющейся мощностью) кабеля.
Автоматическое управление намного удобнее ручного. Оно позволяет не следить постоянно за погодой, температурой и влажностью воздуха. Все показатели из окружающей среды передаются датчиками на терморегулятор, который регулирует мощность нагрева, включает или выключает греющую систему.
Проще всего купить готовый комплект, и смонтировать его согласно инструкции, а не подбирать самому все элементы регулировки и управления.
Нужен и выгоден ли такой обогрев улицы
Кто-то сразу возразит, что такой обогрев это не дешевое мероприятие и лучше пару раз в неделю помахать лопатой, чем так заморачиваться с этим гололедом.
Безусловно, крупные торговые сети и магазины, которые дорожат своей репутацией и клиентами, уже давно перешли на такой вид уличного обогрева и могут себе это позволить.
Они заранее, еще на стадии строительства закладывают обогрев дорожек, стоянок и подъездных путей к своим торговым точкам и офисам.
На Западе уже давным давно поняли, что это обходится гораздо дешевле, чем все судебные издержки от травмированных покупателей, случайно навернувшихся с полными пакетами товаров.
А что дают эти системы снеготаяния и антиобледенения в домашних условиях?
- во-первых, чистую и сухую поверхность мест вашего передвижения весь зимний период
Для кого-то может и не проблема выйти с лопатой и убрать весь снег после снегопада, а если это дом ваших родителей? Да и вам самим когда-то стукнет 70+.
Не будете же вы каждый раз нанимать дворников.
- более долгий срок службы плитки, асфальта и другого покрытия
Теперь то вам не придется долбить ломиком, стараясь сковырнуть очередную корочку льда. А еще этот лед попадает в швы, постепенно расширяясь и портя изначальную мозаику и аккуратный рисунок дорожек.
Где лучше монтировать и какие материалы потребуются
Конечно, никто не заставляет вас обогревать буквально все дорожки и ближайшую территорию, это будет довольно затратно. Достаточно выбрать наиболее частые маршруты:
- подход к бойлерной или котельной
- подъезд и выезд с гаража
- ну и естественно, ступеньки и дорожка к входной калитке
Будете возле нее выдавать гостям тапочки и провожать в дом
Для того, чтобы проложить такой теплый пол на улице и ступеньках, вам понадобятся следующие материалы:
- греющий кабель
- терморегулятор
- датчики температуры и осадков
- кабель для подключения автоматики и всех датчиков
- щиток с автоматическим управлением всей системой антиобледенения
Какой греющий кабель лучше
При выборе кабеля у многих встает вопрос: какой лучше – резистивный или саморегулирующийся?
Так вот, саморегулирующийся идеально подходит для крыш и водостоков, а для ступенек и открытых дорожек выбирайте резистивный.
К тому же не забывайте, что обычная гарантия на резистивный – 20 лет, а на саморег всего – 5 лет. У последнего, при частом использовании очень быстро садится активная матрица.
Кроме того, основная задача всей системы антиобледенения и снеготаяния – избавиться от снега и не допустить при этом образование льда. Саморегулирующийся кабель на улице под плиткой и стяжкой, будет нагревать сам себя. После чего перестанет выдавать ту мощность, которая необходима для растопки льда.
Использовать можно как одножильный (1 рабочая жила+экранирующая оплетка), так и двухжильный кабель (2 рабочие жилы, оплетка+экран из фольги).
Правда при одножильном, второй конец придется тянуть и возвращать обратно, чтобы нормально подать на него питание.
А вот при двухжильном, вы просто ставите в конечной точке концевую муфту, соединяя жилы между собой, и избегаете проблем с лишним метражом и выдумыванием оптимальных схем укладки.
Датчики
Если вы не хотите, чтобы обогрев работал 24 часа, придется обзавестись специальными датчиками. Очень здорово здесь помогают приборы реагирующие на появление влажности и осадков.
При этом обратите внимание, если настраивать систему только по датчику температуры воздуха или подогреваемой поверхности, то она в умеренных климатических зонах за сезон намотает до 1000 часов непрерывной работы.
Системы снеготаяния с датчиком осадков (миниатюрные метеостанции), за тот же сезон в тех же самых условиях накручивают не более 300-400 часов. То есть, экономия электроэнергии будет более чем в два раза.
При этом результат в виде чистых дорожек или ступенек будет в обоих случаях.
Все датчики влажности и осадков устанавливаются согласно рекомендациям производителей. Чаще всего их монтируют между линиями нагревательного кабеля.
Это позволяет быстро анализировать состояние стяжки. В итоге при морозах и выпадении осадков, снег не скапливается на поверхности, а начинает таять практически моментально.
Еще желательно заранее понаблюдать, где у вас на участке в зависимости от розы ветров, в первую очередь появляется снег. А то получится так, что поставите датчик на солнечной безветренной стороне дома, а снег будет постоянно скапливаться на другой половине.
Помимо отслеживания влажности на своей поверхности, эти умные метеостанции обладают собственным внутренним подогревом. Это помогает сразу видеть начало осадков и не упустить данный момент.
Например, в мороз на холодный датчик может упасть целый сугробик сухого снега, прежде чем он среагирует и запустится. Но если при этом он будет тепленьким, то первые же снежинки растают на его стенках и появится та самая влажность, которая и позволит ему моментально сработать.
Другой датчик – температуры кабеля, заводится в гофре между нагревательными линиями.
Монтаж, укладка и закрепление кабеля
Перед непосредственным монтажом нужно тщательно очистить и выровнять поверхность. Далее по этой поверхности укладывается и закрепляется греющий кабель.
При укладке старайтесь соблюдать одинаковый шаг. Зависеть он будет конечно от выбранной мощности кабеля.
Например для P=20Вт/м рекомендуемый шаг укладки – 5 или 7,5см. На больших площадях шаг берется побольше (крыльцо), а в узких местах (ступени) можно слегка и уменьшить.
При монтаже обогрева ступеней не забывайте про подступенки. Очень часто случается так, что сама площадка ступеньки чистая, а ее край весь во льду.
Поэтому зачастую приходится увеличивать заложенные мощности и прогревать несколькими линиями кабеля еще и подступенки.
При этом все переходы кабеля сверху вниз заранее подготавливаются. То есть, в бетоне выбивается углубление, куда и помещается провод.
Если этого не сделать, при монтаже плитки она своими острыми гранями может подрезать изоляцию.
Поверх проложенного кабеля по возможности заливается стяжка. Если ее не будет, то все равно нагревательный кабель нужно закрыть минимальным защитным слоем раствора.
Это будет препятствовать дальнейшей деформации и случайному повреждению изоляции. Все таки по данной поверхности вы будете постоянно передвигаться.
Когда раствор или стяжка окончательно схватятся, можно приступать к декоративной отделке плиткой, природным камнем или даже мрамором.
Кстати, некоторые на дорожках вместо стяжки обходятся песчаной подушкой. Рекомендуемая толщина песка – 4см. Здесь уже кабель будет крепиться на армирующую сетку.
Однако песок при этом должен быть тщательно просеян. В противном случае, крупные фракции камней своими гранями могут повредить изоляцию проводов.
Подключение и настройка терморегуляторов
Терморегулятор, к которому подключаются провода управления и питания должен располагаться в самом доме. Там где тепло и нет большой влажности.
С точки зрения доступа и обслуживания, коридор или прихожая вполне подойдут. Схема подключения терморегулятора подобна той, что используется при монтаже домашних теплых полов.
При этом если вы хотите, чтобы система теплых полов для улицы не включалась автоматически при сильных морозах (в этом случае очень редко идет снег, и смысла топить дорожки и ступеньки нет), тогда вам понадобятся специальные приборы.
Такие обычно устанавливаются на din-рейку в выносной щиток, а не монтируются в подрозетники.
Правда и у обычных на этот случай имеется выключатель на лицевой поверхности. Просто отщелкиваете его при сильных морозах и ждете оттепели.
Чтобы снег постоянно таял и не превращался в лед, на внешней поверхности ступенек и дорожек, температура постоянно должна поддерживаться в пределах +3 градуса. Казалось именно ее и нужно выставлять на регуляторе.
Однако при этом есть один очень важный нюанс.
На каждый 1см слоя стяжки, плитки или другого материала, который находится над греющим кабелем, следует добавлять дополнительно по 1,5 градуса на терморегуляторе.
Также широко применяются и двухпозиционные терморегуляторы. Они автоматически запускаются когда температура контролируемой поверхности находится между двух заранее выставленных величин. Причем один из порогов (плюсовой), может быть задан жестко заводскими настройками.
Можно конечно управлять всей системой и обычным автоматом. Только никакой экономии и комфорта в этом случае уже не получится. Уснули вечером в одну погоду, проснулись утром в другую, а все ступеньки заснежены или во льду.
Питающие провода 220В подключаются в щитовой через УЗО с током утечки более 30мА.
Простейшую условную схему подключения системы антиобледенения крыльца и дорожек можно представить следующим образом.
Отличия теплых полов дома и на улице
По большому счету, подобные системы снеготаяния и антиобледенения, это тот же домашний электрический теплый пол, только с разной заложенной мощностью нагревательного кабеля.
При этом настроить работу системы можно так, что она будет включаться только непосредственно при появлении осадков на поверхности, а все остальное время простаивать на холостом ходу.
Если для квартирного варианта закладывают мощности от 130 до 240Вт/м2, то для уличного снеготаяния параметры гораздо выше – от 300 до 600Вт/м2. Все зависит от поставленной задачи и климатической зоны проживания.
Особенности и правила монтажа
Какие еще есть отличия монтажа систем теплых полов для улицы, по сравнению с домашними вариантами?
- укладка монтажной ленты
На улице применяется шаг 40-50см не более. Это позволяет не сбиваться проводу в одно место, плюс красиво и надежно вытянуть его по заданной траектории.
- расположение соединительной муфты холодного конца
Она должна быть расположена обязательно в сухом месте, куда не будут попадать растаявший снег или осадки.
Кроме этого ее не рекомендуется располагать на горизонтальной поверхности. Например, на тех же самых ступеньках.
Кабель при работе постоянно деформируется, то расширяясь при нагреве, то сужаясь при остывании. И если вы поместите в такую горячую зону муфту, то произойдет отслоение изоляции термоусадки, с последующим проникновением влаги и выходом из строя обогрева.
Либо постоянно, ”по непонятным причинам” будет срабатывать УЗО. При этом сами жилы будут абсолютно целыми и изоляция их не поврежденной. Поэтому при внезапных срабатываниях УЗО, в первую очередь проверяйте эту муфту.
Если же соединение холодного конца греющего кабеля с проводами питания делается через распредкоробку, то коробка также должна располагаться в сухом месте, и ни в коем случае не на уровне земли.
Это должна быть вертикальная поверхность стен дома или ограждения.
Если для вас все это кажется трудозатратным, то можно выбрать и экономный вариант. Кто сказал, что нужно обогревать все дорожки покрытые тротуарной плиткой, брусчаткой, крыльцо и ступеньки?
Виды термических способов
На данный момент различают несколько методов, которые позволяют оборудовать внешний подогрев ступеней:
- наиболее распространённый вариант – нагревательный кабель;
- менее распространённым видом является «водяной» обогрев;
- относительно новым способом является уличный обогрев с помощью термоматов или инфракрасных ламп.
Как можно заметить, все известные способы обустройства теплых полов внутри строений адаптировали под уличные конструкции для обогрева, сделав их более устойчивыми к суровым погодным условиям.
Выбирая метод нагрева, следует ориентироваться на следующие показатели:
- средние температурные показатели в зимний период и количество осадков;
- габариты крыльца и параметры ступеней;
- под какое покрытие будет производиться монтаж.
Нагревательный кабель
Для увеличения нажмите
Монтироваться такая система может как под бетонную основу, так и под плиточную кладку.
Популярны два вида данного нагрева – резиновый кабель и кабельный коврик.
Распространёнными они стали за счёт простоты установки кабеля под любую отделку, лёгкости в использовании, доступности элементов для системы.
Данная система состоит из таких основных элементов:
- Нагревающая система – основная часть, которая представлена в большинстве случаев саморегулирующим кабелем нагрева или, реже, резистивным вариантом нагрева.
- Распределительная группа – охватывает электрокоробки, аппаратуру для регулировки, элементы крепления.
- Контрольная группа – датчики показателей температуры и терморегуляторы.
Оптимальным вариантом такой системы специалисты называют термостойкий резистивный нагревающий кабель для антиобледенения наружных территорий, который можно монтировать даже под брусчатку.
Контур с жидким теплоносителем
Эта система является аналогом конструкции водяного обогрева пола в помещении.
Процесс установки такой системы проходит более сложно, потому что планируется заранее и проводится в процессе строительства здания.
Обусловлено это тем, что такой вид подсоединяется к общим источникам обогрева дома. Чем больше площадь обогрева, тем более эффективным считается именно этот метод.
Контур с жидким теплоносителем, как система, имеет следующую структуру:
- трубопроводы для движения жидкости;
- нагревательный котел, который является источником тепла;
- насос;
- датчики управления и крепёж.
Инфракрасные устройства
Термоэлектрические маты так же являются довольно востребованным и эффективным видом подогрева уличной лестницы.
Расположенная на теплоизолирующей основе карбоновая плёнка является греющей частью системы.
Для большей безопасности основа покрыта дополнительным экранирующим слоем. Второй слой является отражающим, который отвечает за распределение потоков тепла.
Термоматы представляют собой небольшие отдельно находящиеся секции, которые располагаются внутри влагонепроницаемого покрытия. Они оснащены терморегуляторами.
Установка подогревающих систем
Самыми популярными способами отделки крыльца является заливание стяжки и облицовка определённым видом плитки. Как же происходит монтаж подогрева в данных случаях.
На первом этапе следует провести полную подготовку поверхности, которую необходимо выровнять и зачистить.
На втором этапе проводится укладка выбранного вида обогрева, который, впоследствии, фиксируется монтажной лентой или крепёжными элементами. Этот процесс требует особого внимания и аккуратности, чтобы не повредить нагревающие элементы.
Монтаж под плитку
Монтаж обогрева ступеней под плитку. (Для увеличения нажмите)
Процедура установки нагревателя под плитку немного отличается от предыдущего варианта:
- Проходит подготовка поверхности.
- Укладка нагревательной системы с последующим закреплением.
- Засыпать поверхности песком до полного покрытия системы утепления.
- Облицовка ступеней плиткой.
Все варианты обогрева ступеней на улице являются достаточно качественными. Помимо того, что подогрев делает комфортным перемещение в зимний период, он ещё способствует продлению срока эксплуатации материала, которым облицовано крыльцо.
Смотрите видео, в котором специалист демонстрирует и разъясняет особенности различных систем обогрева ступеней крыльца:
Использование электрических систем
Прогрессивный подогрев ступеней выполняется с помощью нагревательного кабеля. Опять же, укладка проводится по аналогии с «теплым полом» для внутреннего использования, но с некоторыми нюансами:
- Применяется более прочный влагостойкий кабель.
- Материал нагревательных элементов должен выдерживать минусовые температуры.
- Может применяться лишь система, предназначенная для укладки «по-мокрому», то есть в бетонную стяжку.
Важно! Также, как и с трубчатой системой, первое включение не раннее, чем по истечении 20–30 дней.
- Поскольку в ступенях есть вертикальные поверхности, это необходимо учитывать при подборе типа кабеля. Саморегулирующая система может немного некорректно работать. Вертикальные сегменты будут греться сильнее.
- Расчет мощности производить не обязательно, обогрев ступеней крыльца ничем не отличается от комнатного варианта. Вы устанавливаете регулятор температуры и контролируете таяние снега (льда). Планируется только шаг укладки, согласно простым формулам:
- Не следует объединять комнатную и уличную системы обогрева. Подключение и управление должно быть организовано отдельно. Можно установить автоматический контроль за погодой: встроенный датчик температуры покрытия дает команду на включение при достижении температуры ниже нуля.
Аналогичную систему можно установить на площадке перед въездом в гараж. Это решает сразу две проблемы: на «пятачке» будет сухо, и в помещение не попадает снег с колес автомобиля.
Совет:
При проектировании дома (офиса) сразу учитывайте возможность укладки систем обогрева. После финишной отделки, стоимость монтажа существенно возрастает.
Электрические системы обогрева применяются не только на ступенях. Элементы можно расположить под дворовыми дорожками. Единственный нюанс: на песчаное основание систему монтировать нежелательно, из-за подвижности грунта могут оборваться кабели. Поэтому придется уложить небольшой фундамент из бетона.
Никаких особенностей монтажа: все выполняется так же точно, как и на крыльце. Желательно раздельное питание для дорожек и других уличных систем обогрева. Площадь большая, расход электроэнергии тоже. Если вам не нужно одновременно просушить всю придомовую территорию, включаете системы по секторам.
Нестандартные способы применения уличных систем обогрева
Нагревательные элементы можно укладывать на скатах кровли.
Тогда снежный покров не будет накапливаться, и неожиданно не свалится вам на голову. Разумеется, оснащать эту систему автоматическим датчиком температуры не следует. Она включается принудительно, по мере накопления снега. Но это уже материал для другой статьи.
Жидкий теплоноситель
Система трубчатых теплообменников применяется давно, технология отработана в организации домашнего обогрева пола. При укладке в помещении, никаких проблем нет. Главное, обеспечить достаточную прочность трубки. Причем покрытие может просто лежать на подкладке типа конструктора «Лего», безо всякой заливки бетоном.
Но для улицы такой вариант не подойдет. Требуется монолитная конструкция, которая выдерживает высокие нагрузки проходимости людей, а также тепловые расширения материала при смене температуры. Поэтому трубка с теплоносителем закладывается в стандартную бетонную конструкцию крыльца. Технологически это выглядит так: строится конструкция, на 10–15 см ниже запланированной плоскости. Затем на основание укладываются трубы для теплоносителя. Сверху заливается бетон (минимум 5 см сверху трубы). Желательно проложить армировочную сетку, чтобы минимизировать возможность повреждения трубок. И уже на плоскость финишного слоя укладывается облицовочный материал (керамика, гранит, мрамор).
На что обратить внимание при подключении
Поскольку контур подключается к обычной системе обогрева помещения (котел, трубы, радиаторы), необходимо позаботиться о предотвращении «разморозки» наружных нагревателей. Организовать непрерывный подогрев с интенсивным протеканием воды через наружные трубы нереально. К тому же, остывание происходит быстрее, чем в доме. В результате вы останетесь не только без нагрева крыльца. При разрыве замерзших труб, единая система теплоснабжения дома будет неработоспособна. Поэтому желательно разнести внутренний и наружный контуры, используя емкость для теплообмена (по аналогии с двухконтурным бойлером).
Через нагретую воду комнатной системы проходит змеевик уличного контура. Разумеется, теплоноситель должен выдерживать минусовые температуры. Можно пойти по аналогии автомобильного радиатора, и залить в наружную систему обычный антифриз (тосол). Тогда вам не придется расходовать тепло почем зря, можно включать наружный контур по необходимости.
Причем не обязательно делать обогрев всего крыльца и ступеней, достаточно организовать небольшую дорожку.
Для экономии можно не покупать специальные материалы. Для таких целей прекрасно подходит обычные металлопластиковые трубы. Единственное условие — непрерывность укладки. То есть никаких муфт, сростков, разветвителей. Одна труба «зашла», одна «вышла». Не лишним будет насос для циркуляции теплоносителя. Он устанавливается в помещении, и включается одновременно с началом обогрева.
Подогрев дорожек загородного дома таким способом организовывать бессмысленно. Протяженность магистрали от дома (с системой обогрева) до тротуара слишком большая, носитель по пути остынет.
Неоспоримое преимущество такого способа — низкая стоимость. Разумеется, есть риск повреждения трубы в крыльце с последующим дорогостоящим ремонтом. Но отсутствие затрат на эксплуатацию перевешивает все остальные проблемы.
Важно!
После монтажа необходимо дать бетонной стяжке время на усадку. Полное застывание заканчивается через 20–30 дней. В это время лучше не подавать тепло в трубу.
Нагревательный кабель
По отзывам, тех, кто проводил обогрев ступеней, это самый оптимальный вариант. Этот кабель сам задает себе алгоритм работы, включение и выключение происходит по мере достижения определенной температуры. Кабель представляет собой две жилы, по которым проходит ток. Они изготовлены из полимерного материала, в состав которого входит угольная пыль. Эти жилы завернуты в матрицу, которая обернута двумя слоями изоляционного материала.
Мнение экспертаСергей ЮрьевичСтроительство домов, пристроек, террас и веранд Задать вопрос
Устанавливать их возможно и в бетонную основу, и под плитку. Данный способ проще использовать в процессе постройки уличной лестницы или крыльца. Далее достаточно будет укрыть кабель облицовочным материалом. При расчете мощности для этой системы можно отталкиваться от следующих показателей:
- тротуары и различные дорожки — 250 Вт/м2;
- наружные уличные ступени, не имеющие теплоизоляции — 300-375 Вт/м2;
- наружные уличные ступени, имеющие теплоизоляцию — 200-300 Вт/м2.
Обязательно нужно учесть, что основой обогреваемого пола является электрический кабель:
- Резистивный – такой кабель отлично гнется, но необходимо знать, что он обладает постоянным сопротивлением, в связи с этим нет возможности саморегулирования температуры обогрева.
- Саморегулирующийся – его цена значительно выше предыдущего, но он обладает такими функциями как самостоятельная регулировка отдаваемого тепла на поверхность. Общая стоимость такого обогрева выйдет дешевле.
- Следует обратить внимание, что такой обогрев уличных поверхностей напрямую зависит от электричества – соответственно, при частой работе может возрасти оплата электроэнергии.
Водяной подогрев ступеней
Этот вид подогрева обойдется дороже, нежели предыдущий, так как вам придется приобретать трубы, фитинги, различные датчики, котел и водяной насос. Но можно сэкономить, подключив такое отопление к домашней системе. В таком случае этот вид обогрева необходимо планировать при постройке дома. При выборе водяного подогрева стоит учесть, что жидкость быстро остывает, а особенно, если вы хотите обогреть большую площадь. Если в вашем климате сильные морозы, то системе придется работать в постоянном режиме. По отзывам об использовании различного вида обогрева, водяной выйдет дешевле, нежели электрический. Только для этого необходимо установить терморегуляторы, программаторы и УЗО.
Обогрев ступеней крыльца термоматами
Как правило, это одна из разновидностей электрического обогрева. Тем самым вас освободят от расчетов и правильности укладки электрического кабеля. Термоматы представляют собой пластину или секцию, могут изготавливаться по индивидуальным размерам заказчика. Соединить их между собой не составит никакого труда. Из каждого пласта выходит два кабеля: один – «вход», второй – «выход», имеющие удобные разъемы, с помощью которых и будет происходить их соединение. Никакой дополнительный инструмент вам не понадобится. Далее эти кабели будут аккуратно лежать в стороне либо будут убраны в специальные короба.
Установка подогревающих систем
Чаще всего отделка крыльца происходит в следующем порядке:
- заливка стяжки;
- укладка облицовочной плитки.
При такой отделке процесс монтажа подогрева выглядит следующим образом:
- Подготавливаем поверхность, выравниваем ее и обязательно зачищаем.
- Укладываем выбранный обогрев для уличных ступней и крыльца. Если ваш выбор остановился на проводном обогреве, то укладывать его необходимо зигзагообразно, по советам мастеров, с расстоянием между кабелями 8 см.
- Фиксируем уложенный обогрев монтажной лентой или специальными крепежными элементами. Выполнять фиксацию требуется предельно аккуратно, чтобы не деформировать нагревающие элементы.
- Заливаем цементом необходимую площадь. Когда будете готовить цементную смесь, следите за тем, чтобы не возникало уплотнений в смеси, это может привести к образованию воздушных пространств. Это уменьшит теплоотдачу или приведет к деформации кабеля.Мастера рекомендуют проводить данные виды работ в то время года, когда стабильно держится плюсовая температура, так как до полного застывания цементной смеси должно пройти около месяца. А если будут наблюдаться температурные скачки, это приведет к нарушению целостности бетона. И пользоваться системой в этот период времени не рекомендуется!
- Устанавливаем датчики и системы регулирования для того, чтобы система сама контролировала включение и выключение в зависимости от окружающей температуры.
Установка обогревателей под плитку
Если вы решили в качестве облицовочного материала использовать плитку, то способ монтажа обогрева ступеней крыльца, немного отличается от того, который описывался ранее.
- Подготавливаем поверхность, при необходимости используем клинья для укладки плитки.
- Укладываем и закрепляем систему для обогрева крыльца так же, как и в предыдущем случае.
- Засыпаем полностью песком уложенный обогрев.
- Укладываем плитку.
Источники
- https://lestnitsygid.ru/bezopastnost/kak-i-zachem-obogrevat-stupeni-na-ulice.html
- https://ProFazu.ru/elektrooborudovanie/obogrev/obogrev-stupenej.html
- http://teplodom1.ru/otoplraznoe/745-obogrev-stupenej-na-krylce-borba-s-obledeneniem.html
- https://TeploKabel.ru/primenenie/sistemy-obogreva-otkrytykh-ploshchadok/obogrev-kryltsa/
- https://www.elektrabel.by/articles/out_heat/heat_stair.html
- https://zona-tepla.ru/obogrev-otkrytyx-ploshhadok/
- https://oLestnicah.ru/krylco/uteplenie/teplyj-pol-na-krylce-107
- https://domikelectrica.ru/kak-sdelat-teplyj-pol-dlya-ulicy/
- https://teplo.guru/obogrevateli/stupeney-kryiltsa.html
- https://zbbr.ru/obogrev-stupenei/
Источник: