Содержание
- Что такое сплит система?
- Негабаритные сплит системы
- В каких случаях требуется снять сплит систему
- Причины демонтажа бытовой сплит-системы
- Что нужно знать до начала работ?
- Демонтаж своими руками
- Снятие наружного блока
- Изъятие компрессора
- Отсоединение внутренней части
- Предосторожности
- Подготовка
- Спуск фреона
- Сбор фреона во внешнем блоке
- Демонтаж крупногабаритных систем
- Сплит системы канального типа
- Демонтаж сплит системы в зимнее время
- Инструкция по снятию внешнего модуля сплит-системы
- Как снять наружный модуль с сохранением фреона — видео
- Как самостоятельно демонтировать внутренний блок кондиционера
- Порядок демонтажа внутреннего модуля — фотогалерея
- Как снимаются внутренние блоки разных конструкций — видео
- Демонтаж кондиционера с сохранением фреона
- Вариант #1 — демонтаж рабочего оборудования
- Этап #1 — откачка фреона из системы
- Этап #2 — разборка на модули бытовой сплит-системы
- Этап #3 — извлечение блоков с мест установки
- Вариант #2 — демонтаж нерабочего кондиционера
- Как перелить фреон из наружного блока кондиционера
- Как убрать кондиционер без утечки фреона своими руками
- Какие инструменты нужны для работы
- Как освободить контур системы от хладагента
- Процедура отключения электрических цепей
- Процедура съёма внутреннего и внешнего модуля
- Демонтаж зимой
- Особенности работы в зимнее время
- Последствия неправильного демонтажа
- Несколько полезных советов
- Что такое сплит система?
- Негабаритные сплит системы
- В каких случаях требуется снять сплит систему
- Причины демонтажа бытовой сплит-системы
- Что нужно знать до начала работ?
- Демонтаж своими руками
- Снятие наружного блока
- Изъятие компрессора
- Отсоединение внутренней части
- Предосторожности
- Подготовка
- Спуск фреона
- Сбор фреона во внешнем блоке
- Демонтаж крупногабаритных систем
- Сплит системы канального типа
- Демонтаж сплит системы в зимнее время
- Инструкция по снятию внешнего модуля сплит-системы
- Как снять наружный модуль с сохранением фреона — видео
- Как самостоятельно демонтировать внутренний блок кондиционера
- Порядок демонтажа внутреннего модуля — фотогалерея
- Как снимаются внутренние блоки разных конструкций — видео
- Демонтаж кондиционера с сохранением фреона
- Вариант #1 — демонтаж рабочего оборудования
- Этап #1 — откачка фреона из системы
- Этап #2 — разборка на модули бытовой сплит-системы
- Этап #3 — извлечение блоков с мест установки
- Вариант #2 — демонтаж нерабочего кондиционера
- Как перелить фреон из наружного блока кондиционера
- Как убрать кондиционер без утечки фреона своими руками
- Какие инструменты нужны для работы
- Как освободить контур системы от хладагента
- Процедура отключения электрических цепей
- Процедура съёма внутреннего и внешнего модуля
- Демонтаж зимой
- Особенности работы в зимнее время
- Последствия неправильного демонтажа
- Несколько полезных советов
Что такое сплит система?
Это система для кондиционирования воздуха, состоящую из внешнего и внутреннего блока. Внешний блок монтируется снаружи здания, а внутренний в самом помещении. Такие устройства эффективны и производительны, но демонтаж вызывает некоторые сложности. Разберемся, как снять сплит систему самому.
Негабаритные сплит системы
Для того чтобы правильно снять сплит систему, необходимо точно знать, в какой последовательности нужно проводить демонтаж устройства. Кроме того, многое будет зависеть от типа кондиционера. Разумеется, снять обычный кондиционер проще, нежели снимать и переносить на другое место сплит системы, но в любом случае, зная правильную последовательность действий, можно справиться своими силами.
Для начала желательно подобрать инструменты, которые потребуются для работы. Обязательно позаботьтесь об этом, поскольку сэкономите время, когда каждый ключ будет под рукой. Итак, вам понадобятся:
- плюсовые и минусовые отвертки;
- шестигранники;
- паяльник;
- кусачки;
- щетка.
Процесс демонтажа напольных или настенных кондиционеров выглядит просто.
- Сначала перекрываются каналы, по которым циркулирует рабочая жидкость.
- Кондиционер приводится в рабочее положение. Для того чтобы вся жидкость вышла из устройства.
- На последнем этапе прибор отключается от сети, отсоединяется слив, отсоединяются патрубки, которые подводят рабочую жидкость к устройству.
- Теперь кондиционер можно снимать со стены.
В каких случаях требуется снять сплит систему
Люди задаются вопросом как снять кондиционер по разным причинам. Например, при необходимости перенести его на другое здание, переезде владельца, для ремонта, замены старого оборудования на новое. Если вы знаете, как снять кондиционер, это может оказаться полезным навыком, который сэкономит деньги. Главное, подойти к делу серьезно, предварительно изучив вопрос.
Причины демонтажа бытовой сплит-системы
Казалось бы, очевидной и главной причиной вывода модулей кондиционера из эксплуатации является полное истечение заявленного срока работы этой техники.
Действительно, отработавший свой срок климатический прибор лучше всего заменить новым. И такая практика встречается среди владельцев отработавших кондиционеров довольно часто.
Не самый лучший пример демонтажа внешнего модуля бытовой сплит системы. Такой способ съема – прямое нарушение техники безопасности. Следует использовать иные способы съема
Между тем демонтировать сплит-систему приходится также, если выходит из строя основное технологическое оборудование, к примеру, холодильный компрессор. Рекомендуем детальнее ознакомится с методами диагностики компрессора и советами по ремонту.
Такое может случиться в любое время, независимо от установленных сроков эксплуатации. Во всяком случае, появляется необходимость демонтажа внешнего блока техники.
Не исключается съём блоков кондиционера и с целью переноса системы на другое место установки. К примеру, при смене владельцем прибора одного места жительства на другое.
Подобный вариант демонтажа пусть нечасто, но отмечается в быту. В любом случае, чтобы самостоятельно демонтировать кондиционер без порчи техники, нужно владеть определёнными знаниями.
Что нужно знать до начала работ?
Людям, поставившим перед собой задачу демонтировать сплит-систему своими руками, как минимум, необходимо знать устройство (схему) такой системы. Подробнее об устройстве внутреннего блока мы говорили здесь.
Кроме того, следует учитывать такой момент: рабочие узлы техники находятся под высоким давлением хладона – газа, представляющего опасность для здоровья.
Такую схему необходимо внимательно изучить каждому потенциальному владельцу кондиционера из тех, кто своими руками планирует монтировать или демонтировать систему
Также предметом изучения должны стать электрические цепи устройства кондиционирования воздуха, тем более, если предполагается после завершения демонтажа вновь монтировать аппарат в другом месте.
Наконец, необходимы соответствующие технические навыки и умение владеть слесарным, электрическим и специальным инструментом холодильщика.
Производство работ, направленных на съем внутреннего и внешнего модулей, не завершается только лишь отключением этих модулей и удалением.
Основной инструмент холодильщика, необходимый как при выполнении обслуживания бытовой холодильной техники, так и в случае монтажа-демонтажа модулей сплит систем
После отключения и демонтажа каждый из модулей необходимо надёжно герметизировать по линиям контура фреона. Делается это с целью исключения попадания внутрь контура частиц грязи и пыли.
Облегчению демонтажных работ способствуют знания классики монтажа сплит-систем. Традиционно рабочие модули – внутренний и внешний – располагают как можно ближе один к другому, несмотря на тот факт, что два компонента разделяются стеной (несколькими стенами).
Длина контурной магистрали при классическом монтаже, как правило, не превышает двух метров. Это характерный показатель для бытовых систем.
Трубопроводы контура помещаются в изоляцию (каждый отдельно), группируются вместе с электрическим кабелем и через канал выстраивают рабочую линию, соединяющую два модуля.
Вентильный узел классической сплит-системы. На картинке вентили показаны в условиях снятых (скрученных) латунных колпачков. Внутри хорошо заметны внутренние штоки под шестигранный ключ
Трубка контура, имеющая меньший диаметр, – это линия нагнетания хладагента компрессором. Соответственно, трубка большего диаметра является линией всасывания хладагента.
Каждая из трубок подключается к внешнему блоку через системные вентили. Причём один из вентилей, как правило, всасывающей линии, обязательно оснащается сервисным портом.
Так называемый сервисный порт представляет собой обычный трубный отвод с резьбой, на которую накручивается штуцер заправочного шланга или штуцер шланга манометрической станции. Этот отвод (сервисный порт) пригодится в процессе демонтажа системы.
Демонтаж своими руками
Зная, как снять кондиционер самостоятельно, можно приступать к делу. Необходимо будет выполнить следующие шаги:
- провести демонтаж наружного блока;
- отсоединить и вынуть компрессор;
- снять внутренний блок.
В инструкции, где рассказывается, как правильно демонтировать кондиционер, указывается необходимый инструмент. Состоит он из следующих вещей:
- наборов откидных и рожковых ключей;
- отвертки;
- труборезов;
- бокорезов;
- тисков;
- пассатижей.
Оптимальным вариантом является наличие профессионального инструмента, потому что обычным можно испортить элементы системы при неосторожном обращении.
Снятие наружного блока
Снятие кондиционера своими руками начинается с демонтажа наружного блока. Это делается в случае перестановки всего устройства на новое место. Если же производится ремонт оборудования, то внешний блок снимать не нужно.
Работы проводятся в следующем порядке:
- Откручивается шланг манометра, по которому подается хладагент. На это место ставится заглушка.
- Отворачиваются гайки, которыми медные трубки крепятся к штуцерам. Все они отгибаются в сторону. Используя изоляционную ленту, закрываются отверстия, чтобы в них не попала пыль и грязь.
- Отсоединяется кабель. Для этого аппарат обесточивается, снимается над фреоновыми вентилями защитная крышка. Под ней располагаются клеммы. Прежде чем вынимать провода, на них следует наклеить скотч и подписать расположение. Затем они отключаются и убираются вместе с кабелем.
- Внешний блок крепится к кронштейну четырьмя гайками. Их необходимо открутить. Корпус блока обвязывается веревкой и с помощью двух человек снимается.
- После этого идет демонтаж кронштейна. Для этого откручиваются четыре анкерных болта. Предварительно внутрь помещения затягиваются все выровненные трубки.
Человеку, у которого есть опыт такой работы, не требуется откручивание медных трубок от штуцеров. Они просто откусываются у основания крепления. При этом концы пережимаются и автоматически герметизируются. Во время обратного монтажа идет их развальцовка и прижатие разведенного конца гайками.
Изъятие компрессора
В случае ремонта кондиционера после снятия блока, расположенного снаружи помещения, требуется отсоединить и вынуть компрессор. Делается это по следующей инструкции:
- Со снятого блока снимается крышка.
- Убираются от компрессора все трубки: всасывающая и нагнетающая.
- Отключается электропроводка.
- Дальше необходимо снять крепления, которые прихватывают конденсатор и вентили.
- После снятия конденсатора появляется возможность изъятия компрессора.
Для дальнейшего его ремонта требуется слить масло. Если это поршневая модель, то оно убирается через патрубок. Сложнее обстоит дело со спиральными и роторными изделиями. У них в днище сверлится отверстие. При его изготовлении сверление ведется не на сквозную, чтобы внутрь не попала грязь. Оставляется незначительная перегородка, которая потом протыкается тонким штырем.
Со снятым компрессором появляется возможность ведения других ремонтных работ, поскольку открывается доступ до внутреннего пространства оборудования.
Отсоединение внутренней части
Согласно инструкции, чтобы снять внутренний блок кондиционера, нужно от него отсоединить кабель и трубки. Для этого необходимо добраться до ниши, где расположены все места скрутки трубопроводов.
Это делается двумя способами:
- Нижняя часть блока крепится к монтажной пластине при помощи пластмассовых защелок. Они снимаются. После этого корпус откланяется от стены помещения, в зазор вставляется какой-нибудь предмет и жгут вынимается.
- При отсутствии защелок демонтируются жалюзи, а затем лицевая панель.
Добравшись до жгута, на утеплителе делается небольшой разрез, чтобы появились гайки. Затем работа ведется в следующем порядке:
- При помощи двух ключей осуществляется раскручивание гаек. Сгон трубы блока не вращается, а удерживается ключом.
- Все отверстия заматываются изоляционной лентой, чтобы через них не попадала грязь.
- Разъединяются выводящий и дренажный патрубки.
- Откручивается проводка, которая находится под крышкой специального отсека.
- Открутив все коммуникации, верхний блок снимается с монтажной пластины.
- Сама пластина держится на дюбелях, которые тоже откручиваются.
Чтобы трубки и провода не болтались, они собираются и прикрепляются скотчем. К блоку крепится монтажная пластина.
На последнем этапе снимаются оставшиеся коммуникации, которые идут по стене или проложены в ней.
Предосторожности
Если кондиционер вышел из строя и не подлежит ремонту, то его снять просто — нет нужды сохранять фреон, не важна герметичность компрессора, конденсатора и испарителя.
Советуем к прочтению: Сливной механизм для унитаза: принцип работы и основы ремонта
С рабочим кондиционером так поступать нельзя. И в этом случае главное, чтобы внутрь системы не попали пыль и даже воздух. Иначе можно говорить о гарантированном выходе компрессора после монтажа и пуска кондиционера на новом месте. Причина — особенность устройства вакуумного насоса.
Фреон чрезвычайно текуч, а разница температур на входе и выходе достигает нескольких десятков градусов. Никакие уплотнители и кольца, используемые в обычных насосах и компрессорах, не выдержат таких условий эксплуатации. Необходимая герметичность достигается за счет исключительно точной подгонки поверхности движущихся элементов насоса к внутренней геометрии камер. Малейшая царапина твердой частицей приводит к выходу из строя компрессора. А такой частицей может быть и крупинка льда, образовавшаяся при замерзании влаги в попавшем внутрь воздухе.
Именно поэтому новые кондиционеры продают заполненными инертным газом, который перед закачкой фреона откачивают вакуумным насосом.
Когда снимают кондиционер самостоятельно фреон надо откачать, а блоки разъединить. Сделать это надо так, чтобы внутрь системы не попала пыль вместе с воздухом. То есть создать там вакуум. И желательно фреон сохранить полностью (или его большую часть), чтобы на новом месте было проще привести систему в рабочее состояние.
Подготовка
Чтобы правильно снять кондиционер, из профессионального оборудования нужна только манометрическая станция, которую можно взять в аренду.
Остальные инструменты есть у каждого домашнего мастера:
- набор гаечных и шестигранных ключей;
- отвертки;
- труборез или бокорезы;
- ручные слесарные тиски;
- плоскогубцы.
Спуск фреона
Есть два способа демонтажа рабочего кондиционера:
- Применение манометрической станции для сбора фреона во внешнем блоке.
- Использование станции откачки и сбора фреона, подключаемой к специальному двухвентильному баллону. У станции есть собственный манометрический коллектор и компрессор для откачки хладагента в жидком или газообразном состоянии.
Первый способ более «доступный», но его можно использовать только при запуске кондиционера — транспортировка фреона происходит за счет штатного компрессора.
Второй способ универсальный. Его можно использовать даже зимой, когда кондиционер нельзя включать из-за низкой температуры на улице. Достоинство такого способа еще и в том, что внешний блок будет вакуумирован — без фреона в конденсаторе. Что гораздо безопаснее при перевозке на новое место. Но аренда такой станции и баллона будет стоить дороже, чем обычного манометрического коллектора.
Сбор фреона во внешнем блоке
Сбоку на корпусе наружного блока есть два штуцера, от которых отходят трубки:
- тонкая — для транспортировки жидкого фреона из конденсатора в испаритель;
- толстая — для закачки газообразного фреона в конденсатор.
У обоих штуцеров под крышками есть головки перекрывающего клапана. От головки газового отходит отвод с ниппелем.
Сбор фреона в конденсаторе проходит в следующем порядке:
- Со штуцеров и ниппеля снимают защитные крышки.
- К ниппелю подсоединяют коллектор.
- Включают кондиционер на максимальный «холод».
- Спустя несколько минут перекрывают клапан жидкостного штуцера, прекращая подачу фреона в испаритель.
- По манометру контролируют давление.
- Когда стрелка покажет «-1 МПа», закручивают шестигранником клапан газового штуцера и сразу отключают кондиционер (для чего и нужен помощник) — при длительном холостом режиме насос компрессора может выйти из строя.
Показание манометра «-1 МПа» означает, что весь фреон в конденсаторе, а внутри испарителя, в трубках и в компрессоре — технический вакуум.
После этого можно разъединять блоки.
Демонтаж крупногабаритных систем
В отдельную группу следует выделить кондиционеры кассетного типа, которые считаются самыми сложными из устройств систем кондиционирования.
Данные устройства отличаются большими размерами и достаточно большим весом, поэтому к этому процессу желательно привлечь напарника в помощь. И кстати, имейте в виду, что при демонтаже систему придется разгерметизировать. Поэтому после установки на новое место, трубопровод будет нужно продуть, чтобы не было завоздушенности.
Все демонтажные работы начинаются с отключения и перекрытия труб, по которым к устройству подходит фреон. Также необходимо отключить электрику и только потом отключать саму систему.
Для конструкций такого типа предусмотрена запорная арматура, поэтому начинать работы следует именно с ее разборки. Для этого желательно использовать болгарку или гидравлические ножницы, предназначенные для резки металла.
Когда запорная арматура демонтирована, следует снять устройство с креплений, отжав их. Если вы сомневаетесь в правильной последовательности работ по отключению электрики, то вы можете воспользоваться руководством, которое идет в комплекте со всеми сплит системами.
Сплит системы канального типа
Такие устройства в плане демонтажных работ самые сложные, поскольку состоят не только из достаточно массивных блоков, но и обладают большой сетью разветвленных воздуховодов. Именно поэтому все работы следует начинать с них. После того, как система воздуховодов будет разобрана, можно приступать непосредственно к демонтажу самого устройства.
Работы начинаются от места, где решетка выходит в помещение, далее постепенно двигаются к непосредственному месту их подключения, а далее выполняются аналогичные работы, как и при демонтаже других систем.
Отключаются патрубки, по которым хладагент поступает к блоку. Далее включается устройство, оно работает до тех пор, пока не пойдет холодный воздух. После этого устройство отключается о сети и полностью демонтируется электросхема системы.
Следует добавить, что только единицы используют кондиционеры канального типа для охлаждения квартиры или индивидуального жилого дома, поэтому вам вряд ли придется столкнуться с проблемой демонтажа столь массивного и тяжелого устройства.
Демонтаж сплит системы в зимнее время
Всем известно, что сплит системы могут использоваться не только для охлаждения, но и для обогрева помещения. И ситуация бывает, складывается таким образом, что снять систему требуется именно зимой. Демонтаж устройств зимой и летом несколько отличается, так как в жаркий период необходимо весь фреон перекачать во второй блок, который расположен на улице.
Для этого систему подключают к сети, устанавливают “холодный” режим, на манометре выставляют параметры низкого давления. Далее блокируют поступление охлаждающей жидкости, перекрыв клапан высокого давления. В результате таких манипуляций весь фреон оказывается во втором блоке, который установлен снаружи. Сплит систему необходимо выключать тогда, когда показатели манометра будут равны нулю.
В зимний период практически вся охлаждающая жидкость находится в уличном блоке, поэтому нужды в ее перекачке нет. Исходя из этого, снять сплит систему своими руками зимой еще проще. Для этого достаточно просто отключить устройство и снять оба блока. Единственное с чем могут возникнуть сложности, так это с перекрытием кранов. При возникновении такой проблемы ее можно легко устранить обогрев их феном.
Полезно знать! специалисты не рекомендуют долго хранить сплит системы в разобранном состоянии. Это объясняется тем, что при длительном хранении в трубы может попасть воздух, в результате они окислятся, а это спровоцирует поломку всей системы в дальнейшем.
Для длительного безопасного хранения в блок системы (внутренний) необходимо закачать азот, но самостоятельно в домашних условиях это выполнить просто нереально.
Инструкция по снятию внешнего модуля сплит-системы
Наружный блок кондиционера приходится демонтировать при переезде или его перестановке на новое место. Для проведения ремонта квартиры снимать внешнюю секцию необязательно, но отсоединить фреоновые магистрали, кабель и дренаж всё равно придётся. Работы выполняются в таком порядке:
- Открутите шланг манометра, используемого при перекачивании хладагента, и поставьте на место торцевые гайки — заглушки.
- Рожковым ключом открутите накидные гайки, прижимающие медные трубки к штуцерам, отогните их в сторону. С помощью скотча либо изоленты защитите все открытые отверстия в магистралях и патрубках внешнего модуля, чтобы внутрь не попал мусор и пыль в процессе работы.
- Чтобы отсоединить электрический кабель, отключите аппарат от электросети и снимите крышку, закрывающую клеммы (находится над фреоновыми вентилями). Прежде чем открутить провода, наклейте над клеммами полоску малярного скотча и подпишите маркером цвета, чтобы зафиксировать порядок подключения. Отсоедините жилы и уберите кабель.
- Отключённые магистрали привяжите к кронштейну наружного блока, чтобы медные трубки не болтались и не перегнулись, иначе их придётся менять.
- Открутите 4 гайки крепления внешнего модуля к кронштейну, обвяжите его верёвкой и вместе с помощником снимите агрегат.
Профессиональные холодильщики часто практикуют несколько другой подход: они не откручивают накидные гайки и не снимают фреоновые трубки со штуцеров наружного блока, а откусывают их. Тогда не нужно обматывать концы трубопроводов скотчем с целью защиты от влаги и мусора, потому что они сплющиваются кусачками. При последующем монтаже сплющенные концы обрезаются и выполняется развальцовка под соединение накидной гайкой.
После отсоединения кабельных жил от клемм закрутите винтики контактов и затяните их, поскольку они могут выпасть и потеряться при транспортировке.
Сам кронштейн лучше снять позже, когда вы отвяжете от него трубопроводы фреонового контура. Если магистрали выходят из стены не более, чем на метр, то привязывать их не нужно. Следует аккуратно выровнять трубки, чтобы их было легче втащить изнутри. Кронштейн чаще всего крепится на 4 анкерных болта, откручиваемых обычным рожковым ключом.
Как снять наружный модуль с сохранением фреона — видео
Как самостоятельно демонтировать внутренний блок кондиционера
Чтобы снять со стены внутренний модуль, необходимо отсоединить от него все коммуникации — кабель, трубки для фреона и конденсата. Место скрутки трубопроводов находится, как правило, в нише корпуса, устроенной в нижней части. В зависимости от модели сплит-системы, применяется 2 способа добраться до этой ниши:
- Разблокировать 3—4 пластмассовых защёлки, фиксирующих нижнюю часть блока к монтажной пластине. Отклонить низ корпуса от стены и вставить между ними любой стержень, извлечь из ниши жгут коммуникаций.
- Если на вашей модели «сплита» защёлок нет, то нужно снять лицевую пластиковую панель, предварительно демонтировав жалюзи и дополнительные крышки (когда они есть).
Когда вы добрались до жгута, сделайте на нём продольный разрез канцелярским ножом, что позволит отодвинуть утеплитель и ухватиться ключами за гайки. Не делайте слишком длинный разрез, иначе потом придётся менять теплоизоляционный материал. Дальнейшие операции выполняйте в таком порядке:
- Двумя рожковыми ключами раскрутите стыки магистралей. Важный момент: сгон, припаянный к короткой трубке самого блока, нельзя вращать, его нужно удерживать ключом на месте, откручивая накидную гайку.
- Концы трубопроводов замотайте изолентой или скотчем, дабы защитить от попадания грязи.
- Найдите стык дренажного патрубка с выводящим трубопроводом и разъедините его. Не стоит резать гофру где попало, чтобы потом было удобнее её стыковать обратно.
- Снимите крышку электрического отсека (находится справа на торце корпуса либо под лицевой панелью), сделайте с помощью маркера и скотча пометки, после чего открутите винты и отключите жилы кабеля. Винты затяните обратно и прикрутите крышку.
- Когда все коммуникации отключены, возьмитесь за корпус с двух сторон и снимите с монтажной пластины, приподняв немного вверх. Передайте блок помощнику.
- Демонтируйте монтажную пластину, открутив все дюбели.
Учитывая, что в поддоне внутреннего модуля может оставаться конденсат, перед демонтажем желательно защитить стену полиэтиленовой плёнкой. Если вы снимаете кондиционер для квартирного ремонта, то подобная предосторожность излишняя.
Советуем к прочтению: Принцип работы кондиционера: техническая схема устройства
После снятия внутренней секции со стены поставьте на неё все открученные детали, затяните винты и наденьте монтажную пластину. Торчащие патрубки уложите в нишу, зафиксировав малярным скотчем. Этим же материалом закрепите открывающуюся переднюю панель, чтобы она не болталась при перевозке.
Последний шаг — демонтаж коммуникаций, проложенных по стене либо внутри её. Здесь нет никаких сложностей, главное, — не перегнуть медные трубки под малым радиусом. От подобного обращения в месте изгиба уменьшается проходное сечение, а выровнять трубку с овальным профилем достаточно сложно. Из наружной стены жгут вытаскивайте аккуратно, чтобы не повредить утеплитель. Если отверстие было заделано монтажной пеной, то её необходимо вырезать по частям. По окончании жгут сверните в кольцо и скрепите скотчем.
Порядок демонтажа внутреннего модуля — фотогалерея
Для отключения электропроводки надо снять крышку электрического отсека
Перед отсоединением жил запишите порядок их подключения
Жгут, проходящий в нише, надрежьте ножом и доберитесь до стыка трубок
Откручивание соединительных гаек
Место соединения дренажных трубок
Отключите кабель, проходящий в том же жгуте
Внутренний блок спокойно снимается двумя руками
Последний этап — снятие монтажной пластины
Отклонив корпус, его нужно зафиксировать в таком положении
Как снимаются внутренние блоки разных конструкций — видео
Демонтаж кондиционера с сохранением фреона
Рассмотрим два варианта демонтажа бытовой сплит системы с полным сохранением фреона, с которыми потенциальным пользователям кондиционеров приходится сталкиваться:
- Демонтаж рабочей установки.
- Демонтаж неисправной установки.
Оба варианта – реальность существующей практики эксплуатации бытовых и прочих кондиционеров.
Демонтировать бытовой кондиционер собственноручно вполне допустимо. Однако для исполнения такой работы потребуются некоторые базовые знания относительно устройства и работы систем кондиционирования
Кстати, второй вариант, когда приходится демонтировать неисправную машину, встречается даже чаще первого. Рабочие кондиционеры демонтируют достаточно редко, позволяя машинам отработать весь заявленный производителем срок.
Вариант #1 — демонтаж рабочего оборудования
Этот случай демонтажа обычно связан с переездом пользователя на другое место жительства (работы и т.п.). Правда, иногда демонтировать технику собираются в связи с заменой на более совершенную (современную) модель.
Рассмотрим основные этапы демонтажа системы с сохранением хладагента.
Этап #1 — откачка фреона из системы
Какие бы цели демонтажа рабочего оборудования ни были, кондиционер необходимо предварительно «законсервировать».
Под этим термином предполагается:
- разборка системы по отдельным модулям;
- отсоединение линейных трубопроводов;
- отключение электрических соединений;
- сохранение фреона в системе.
При рабочем (полностью исправном) кондиционере, выполнить отмеченные в списке пункты относительно несложно. Достаточно лишь предварительно откачать фреон, присутствующий в испарителе (деталь внутреннего модуля) и в медных трубках, связывающих внутренний модуль с наружным блоком.
Откачка фреона на рабочей системе не требует специального оборудования. Зачастую для контроля достаточно иметь манометрическую станцию или же попросту уповать на срабатывание реле низкого давления
Следует отметить: в этом варианте откачка хладагента выполняется полностью локальными средствами – проще говоря, непосредственно компрессором кондиционера.
Действия пользователя сводятся к следующему:
- Перекрыть вентиль подачи фреона в испаритель (на меньшей по диаметру трубке).
- Оставить открытым вентиль на линии отвода паров (на большей по диаметру трубке).
- Включить кондиционер в работу в режиме «охлаждение».
- Дождаться момента отключения системы автоматикой (по низкому давлению).
- Закрыть вентиль на линии отвода паров.
Вот так, в общих чертах, выглядит технология, демонстрирующая как правильно снять бытовой кондиционер с сохранением фреона в одном из модулей системы (наружный модуль).
После исполнения такой процедуры останется только разобрать установку кондиционирования на отдельные модули для транспортировки к другому месту монтажа.
Этап #2 — разборка на модули бытовой сплит-системы
Далее рассмотрим последовательность действий для разделения кондиционера по модулям. Но это при условии выполнения описанной выше процедуры откачки фреона компрессором.
Так, рекомендуется подключить манометрическую станцию на штуцер, специально предназначенный для заправки/откачки фреона. Этот сервисный порт (наименование по стандартной спецификации) является частью конструкции запорного вентиля газовой линии (линия большего диаметра). Штуцер закрывается латунной винтовой пробкой, которую необходимо предварительно снять.
Классическое исполнение запорной арматуры и сервисного порта на примере стандартной бытовой сплит-системы. Вентили открываются/закрываются посредством шестигранного ключа
Подключение манометрической станции к сервисному порту выполняется через манометр (мановакууметр), предназначенный для контроля стороны низкого давления. На фирменных приборах эта часть оборудования (в том числе переходной шланг), как правило, имеет синюю расцветку. При этом запорный вентиль манометра синего цвета станции должен оставаться в положении «закрыт».
Сервисный порт (штуцер) линии низкого давления имеет встроенный обратный клапан. При подключении к штуцеру шланга, оснащенного специальной резьбовой головкой, обратный клапан открывается за счет надавливания перекладиной головки на шток клапана. Поэтому подключение/отключение к сервисному порту (накручивание головки) нужно проводить быстро, но аккуратно.
Манометрическая станция – прибор для контроля давления внутри рабочих линий установки кондиционирования, а также для контроля процесса закачки/откачки фреона при необходимости
После подключения манометр покажет наличие/отсутствие давления в линии. Если давление отсутствует, можно смело отключать подведенные к наружному блоку трубопроводы, отвернув накидные гайки крепления. В противном случае, следует повторить процедуру откачки хладагента компрессором.
Затем отключается подведенная к наружному и внутреннему блокам электроэнергия, а также электрическая подводка на терминалах модулей. При этом рекомендуется пронумеровать электрические проводники, если предполагается использовать старые провода при новом монтаже.
Этап #3 — извлечение блоков с мест установки
Следующий этап операции демонтажа рабочей бытовой сплит-системы – чисто физический. Потребуется снять модули кондиционера (внешний и внутренний) непосредственно с мест установки.
Расположенный на небольшой высоте внешний модуль малого веса (до 50 кг) допустимо снимать вручную – силами двух человек и с применением лестниц при необходимости. На высоте, если внешний модуль расположен рядом с окном, также вполне возможен ручной съем аппарата. Хотя в этом случае следует помнить, что это довольно рискованное и опасное мероприятие.
При условии размещения внешнего модуля сплит-системы совсем рядом с окном, силами двух человек можно вручную снять аппарат с монтажных уголков, даже если система размещена на высоте
Усложненной процедурой съема наружного модуля, конечно же, следует считать варианты демонтажа с большой высоты, когда отсутствуют поблизости так называемые «грузовые» терминалы – окна, двери и т.п.
Для таких случаев съема, как правило, используют дополнительное оборудование, а также прибегают к услугам сервисных служб:
- альпинисты;
- механические вышки;
- краны и т.п.
Внутренний модуль сплит системы обычно не вызывает особых проблем при выполнении демонтажных работ. Хотя, если во время монтажа системы кондиционирования переход трубопроводов сквозь стену тщательно герметизировался, придется аккуратно вскрыть эту область стены, чтобы вытащить часть линейных труб, выведенных наружу. Предварительно, перед работой с медными линейными трубками, разъединяется соединение трубопроводов непосредственно на внутреннем модуле, а сам модуль снимают с креплений.
Правда, иногда есть смысл не отсоединять медные трубки от внутреннего модуля, демонтируя этот блок системы совместно с трубопроводами. Однако такой вариант допустим при условии короткой (не более 1,5-2 метров) линии, соединяющей системные модули.
Поднятый под углом от уровня стены внутренний модуль открывает доступ к соединению линейных трубопроводов. Достаточно отсоединить трубы, чтобы затем снять модуль со стены
Поскольку внутренний модуль бытовой сплит системы навешивается на верхние кромки монтажной пластины, прикрепленной к стене, то для его съема нужно слегка потянуть вниз прилегающую к стене нижнюю кромку корпуса, после чего вытянуть нижнюю часть корпуса на себя. В результате этих манипуляций удастся оторвать нижнюю область корпуса от фиксаторов.
Затем, если приподнять немного корпус вверх, внутренний модуль сплит системы легко снимается.
Если у вас в процессе демонтажа возникли сложности и произошла утечка фреона, не переживайте. После нового монтажа кондиционера предстоит позаботиться о правильной заправке хладагента.
Вариант #2 — демонтаж нерабочего кондиционера
Положение дел с откачкой фреона из системы, когда компрессор бытового кондиционера не работает по тем или иным причинам, гораздо хуже по сравнению с первым вариантом.
При нерабочем компрессоре кондиционера реализовать функцию откачки фреона на локальном уровне уже не удастся. Что делать в таких случаях? Как правильно снять и разобрать кондиционер, чтобы при этом не вытек фреон?
Пример использования специального оборудования – станции откачки хладагента, когда отсутствует возможность применения локальной «ликвидации» фреона в системе кондиционирования
Этот вариант откачки предполагает, как правило, привлечение сервисных служб, так как здесь никак не обойтись без использования специального оборудования – станции ликвидации фреона.
Применение станции откачки фреона позволяет полностью освободить систему кондиционирования воздуха от присутствия хладагента. Плюс, если необходимо, станция ликвидации позволяет дополнительно создать вакуум внутри контура наружного модуля демонтируемой системы кондиционирования.
Нерабочий кондиционер освобождают от фреона, последовательно применяя два способа ликвидации хладагента:
- Ликвидация жидкого вещества.
- Ликвидация газообразного вещества.
Советуем к прочтению: Как правильно топить печь углем: виды угля и секреты топки
Процесс откачки фреона из нерабочей системы кондиционирования воздуха сопровождается на первом этапе действиями по сбору жидкой фазы. Запорные вентили на линейных трубопроводах кондиционера, при этом, открывают полностью.
Технологическая схема «ликвидации» фреона: 1 – баллон; 2 – весы; 3 – реле контроля; 4, 6, 9, 11, 12 – гибкий шланг; 5 – станция откачки; 7 – фильтр-осушитель; 8 – смотровое стекло; 10 – манометрическая станция; 13 – кондиционер (наружный модуль); 14 – запорные линейные вентили
Кроме запорных вентилей требуется также перевести в открытое состояние регулирующие электромагнитные клапаны, предусмотренные схемой наружного модуля.
Для перевода в открытое положение, на катушки клапанов подают временное соответствующее напряжение питания (обычно указано на корпусе клапана или в документации кондиционера).
Пример, демонстрирующий расположение электромагнитного клапана в системе кондиционирования воздуха. В зависимости от моделей кондиционеров, месторасположение таких клапанов может отличаться
Далее устанавливают на весы тару (баллон под фреон), оснащенную двухходовым (газовым и жидкостным) терминалом. Баллон должен соответствовать марке хладагента – подходить, например, конкретно под хранение фреона R22, если откачивается именно таковой хладагент.
Подключают сервисные трубки к баллону и открывают на баллоне соответствующие вентили (жидкостной или газовый).
На следующем этапе работ включают станцию ликвидации фреона и открывают вентили манометрической станции, предварительно подключенной в схему ликвидации хладагента из нерабочего кондиционера. Откачку фреона контролируют по стеклу манометрической станции.
Аналогичным способом выполняется откачка газообразного фреона с той лишь разницей, что в этом случае на сборочном баллоне открыт газовый вентиль.
Пример, демонстрирующий подключение баллона (емкости сбора фреона) в случае, когда существует необходимость применения станции ликвидации хладагента из нерабочего (поврежденного) кондиционера. В данном случае – ликвидация газообразного вещества с подключением шланга к газовому вентилю (терминалу)
Нужно отметить, что система откачки хладагента предусматривает заполнение сборочной емкости – баллона, не более, чем на 80%. Как правило, на этот параметр объема настраивается алгоритм работы станции ликвидации хладагента. Сама же конструкция ликвидационной станции оснащена специальными датчиками контроля собранного объема.
Когда с ликвидацией фреона завершено, можно приступать к демонтажу кондиционера.
Как перелить фреон из наружного блока кондиционера
Его можно целиком убрать из системы, используя станцию по фреонной откачке. Если убирать его неправильно, то можно только спустить его в воздух (при замене компрессора летом).
Как убрать кондиционер без утечки фреона своими руками
Чтобы самостоятельно сделать замену кондиционерного компрессора, нужно убрать от системы компрессорную патрубку, а потом подпаять к системе новый агрегат. За этим снять корпусную часть, отсоединить кабель с проводом, обрезать несколько медных трубок и дренаж, убрать блок и открутить часть пластины.
Какие инструменты нужны для работы
Чтобы осуществить работу нужно взять крестообразные и обычные отвертки, рожковые ключи, канцелярский ножик, ключи шестигранного типа, малярный скотч, изоленту, манометрический коллектор.
Как освободить контур системы от хладагента
Чтобы освободить контур системы от хладагента, нужно действовать соответствующим образом:
- Пропустить рабочий режим на воздух с улицы;
- Выбрать с помощью ПУ нижний показатель температуры, к примеру, 18С. Это поможет системе начать быстрее перекачивать фреон в другое отделение. Следует дождаться, пока не будет дуть холодным воздухом;
- Открутить бронзового цвета заглушки, которые прикрывают трассовые трубочные вентили;
- Закрыть вентиль у блока с улицы и трубы с тонким слоем. У сплитов, которые выпущены были давно, задвижки прокручиваются с помощью шестигранных ключей;
- Подсоединить к отводу манометр той стороной, которая имеет большую задвижку;
- Подождать пару минут для выхода фреона в контур с улицы. Процесс фреонного выхода удобно смотреть стрелкой, дошедшей до нуля на манометре;
- Дождаться, пока не будет теплый поток, и закрыть винтик на широкой трубе. Отключить систему кондиционера из электросети. О его включении говорят горизонтально расположенные с вертикальными закрывающимися жалюзи;
- Привинтить назад вентильные заглушки. Так можно гарантировать безопасность внешнего блока от проникновения частиц, которые будут мешать его работе. При отсутствии отдельны заглушек, нужно замотать данные отверстия при помощи изоленты.
- Прогнать систему в вентиляционном режиме, не используя компрессор. Поток кислорода уберет накопившуюся влагу. Потом нужно обесточить систему.
Обратите внимание! Если избавиться от трубок невозможно без их повреждения, то их можно перекусить, используя бокорезы. Медные трубки удаляются на двадцати сантиметровом расстоянии от штуцеров. В конце обязательно сплющить и загнуть кончики.
Процедура отключения электрических цепей
Снять электрику с трубопроводом можно, используя данную процедуру:
- корпус внутреннего блока отсоединить и вынуть электрические провода;
- отключить и снять шланг дренажа, открутить и снять фреонопроводные части;
- потом отодвинуть и убрать внутренний блок.
Вам будет интересно: Особенности кондиционеров для квартиры
Разбор внешнего блока происходит еще проще, но также:
- Отключить электрические кабели. Перемаркировать это можно, повторно устанавливая быстро сплит систему, за пару минут подключив их к клеммам.
- Отвинтить трубку с меньшим диаметром от штуцера. Аналогично снять с другого штуцера с большим диаметром.
- Отключить дренаж и слить воду, которая была не удалена при кондиционерной работе в продувании.
Процедура съёма внутреннего и внешнего модуля
Чтобы убрать внутренний блок, необходимо проделать восемь просты шагов:
- найти места с защелками и корпусными замками, отщелкнуть их. Потом использовать съемник, который рассчитан именно под замочные защелки. Использовать при этом плоские отвертки тонкого типа, ножи и монтажные лопатки, которые, к примеру, помогают снять резину и велосипедные колеса и могут помочь поломать замки. Действовать следует тщательным образом;
- выкрутить саморезы по корпусным стрелочкам, которые держат внутренний блок монтажной пластины;
- отодвинуть низ корпуса от крепежей, не убрав его целиком;
- отсоединить электрокабель, который питает внутренний блок. Для этого нужно демонтировать клеммниковую крышку, освободив кабельные концы и вытащив его за внутренним блоком;
- отключить сливной шланг, заранее подготовив стакан для воды;
- снять термический изолятор и выкрутить фреонные трубки со штуцеров. В этот момент заглушить штуцеры, чтобы фреонные проводы со внутренним блоком не запылились;
- приподнять передний блок вверх;
- оставить блок и убрать монтажную пластину.
На этом блок внутри снят. Чтобы снять внешний блок, следует проделать шесть шагов:
- Снять монтажную боковую крышку, убрать электрические провода от сплита и вынуть их из клеммниковой части. Привинтить клеммные винты и закрыть верх.
- Отсоединить дренаж, который выливает жидкость конденсата из уличного бака.
- Отсоединить аналогичным образом провода, предназначенные для отвода фреона, как со внутренней поверхностью блока. Отодвинуть их в сторонку.
- Выкрутить болты на кронштейне, которые держат наружную часть. Далее снять крепежную часть.
- Вытянуть из стенки проложенную трассу с электрическими кабелями.
В целом, демонтировать кондиционер можно с сохранением и без сохранения фреона. Также можно снять кондиционер без потери фреона и собрать фреон в наружный кондиционерный блок своими руками просто и быстро. Для этого всего лишь нужно действовать по представленной выше инструкции, подобрать правильные инструменты для работы и отключить электрические цепи. Стоит указать, что процедура освобождения системного контура от хладагента, как и работа со съемом внутреннего и внешнего модуля, несложная. Производится по стандартной схеме.
Демонтаж зимой
Многих пользователей интересует вопрос: как снять сплит систему в зимний период, когда из-за низкой температуры нельзя перекачивать хладагент в конденсатор. Масло в компрессоре загустеет, и все попытки включить его могут закончиться весьма плачевно.
Если у вас стоит специальная модель, оснащенная комплектом, где есть подогрев картера компрессора и всей линии дренажной системы, а также блок, замедляющий вращение вентилятора, то ваши намерения увенчаются успехом. При ее отсутствии можно воспользоваться специальной станцией сбора хладагента, которую подключают аналогично манометрическому коллектору.
Еще несколько дельных советов: начинать самостоятельный демонтаж можно только, когда вы полностью уверены в собственных возможностях, и есть квалифицированный напарник. Также наличие специального инструмента намного облегчает работу.
Особенности работы в зимнее время
В холодную погоду закачать хладагент в конденсатор практически невозможно: масло сильно густеет, и при попытке подключить кондиционер в данной ситуации, легко может возникнуть неисправность нагнетателя. Эта ситуация не страшна моделям кондиционеров, которые оснащены специальным зимним комплектом. Комплектация включает подогрев картера компрессора и дренажа, а также замедлитель скорости вращения вентилятора.
Если же у вас установлена модель без данной комплектации, то фреон можно перекачать посредством манометрической станции для сбора газа.
Подключение данной станции производится к клапану шредера, подобно манометрическому коллектору.
Последствия неправильного демонтажа
Приведём ряд вероятных последствий при некорректном демонтировании системы кондиционирования вручную:
- Потеря герметичности охладительного контура и утечка фреона. Устранение этой неприятной ситуации потребует значительных финансовых вложений.
- Засорение внутреннего контура системы пылью, проникновение внутрь влаги. Эти обстоятельства особенно воздействуют на функционирование компрессора, и на работу кондиционера в общем. Поэтому, нельзя выполнять снятие изделия в дождливую и снежную погоду.
- Падение тяжёлого внешнего блока с высоты. Даже если изделие упадёт с небольшой высоты, в большей части случаев это приведёт к его поломке и замене.
- Механическое повреждение поверхности внешнего модуля и других элементов, которое способно вызвать разгерметизацию контура. Даже малейшая трещина может вызвать утечку газа, и попадание внутрь пыли и влаги.
Несколько полезных советов
Приготовив необходимый инструмент, ознакомившись с инструкцией и просмотрев соответствующие видео в интернете, также следует узнать несколько важных тонкостей:
- Как при полном демонтаже сплит-системы, так и при частичном переносе устройства не следует слишком беспокоиться за сохранность медных трубок. Их замена не будет стоить слишком больших средств и установка новых всегда лучше, чем ремонт старых.
- Если тяжело понять, какой трубопровод жидкостный, а какой газовый, то необходимо обратить внимание на диаметр патрубков. Жидкостный трубопровод, он также отводящий, всегда тоньше чем газовый подводящий.
- При транспортировке систему следует обкладывать любым уплотнителем, так как любой удар по корпусу может привести к потере фреона или выходу из строя устройства.
И самый главный совет – никогда не спешить, так как данные системы требуют точных и аккуратных движений, сила здесь поможет не всегда.
Источники
- https://dom-climata.ru/articles/kak-snyat-split-sistemu-samomu/
- https://oventilyatsii.ru/kak-snyat-split-sistemu-samomu.html
- https://sovet-ingenera.com/tech/klimat/demontazh-split-sistemy.html
- https://TopVentilyaciya.ru/konditsionirovanie/demontazh-konditsionera.html
- https://AeroClima.ru/kondicionirovanie/kak-snyat-konditsioner-svoimi-rukami/
- https://kakpostroit.su/rukovodstvo-po-demontazhu-kondicionera-svoimi-rukami-s-soxraneniem-freona/
- https://sovet-ingenera.com/tech/klimat/kak-snyat-konditsioner-samostoyatelno-bez-poteri-freona.html
- https://morrozko.ru/kak-demontirovat-konditsioner-bez-poteri-freona/
- https://tehnika.expert/klimaticheskaya/kondicioner/kak-snyat.html
- https://tehnikoved.ru/klimaticheskaya-tehnika/konditsioner/kak-snyat-konditsioner.html
- https://TechnoSova.ru/klimaticheskaja-tehnika/kondicioner/demontazh/
Источник: