Роботы давно перестали быть героями фантастических фильмов. Многие бизнесы берут на вооружение способности искусственного интеллекта. Финансовая сфера – не исключение. Чат-боты, программы, оценивающие кредитоспособность заемщика – обычный атрибут банков и микрофинансовых компаний. Сегодня расскажем о новых машинах на службе финансистов, роботах – коллекторах.
В конце августа СМИ потрясла новость о намерении крупнейшего российского банка ВТБ 24 запустить робота – коллектора. Специалисты банка проводили тщательное тестирование программы и убедились, что во многих вопросах искусственный разум работает лучше людей. Оборудование собирались запустить в работу с 1 сентября.
Планировалось, что робот будет работать с гражданами на первоначальном этапе просрочки. Задача программы – созвониться с должником, напомнить о задолженности и получить согласие на возврат долга.
Пока ВТБ 24 официально не заявили о запуске робота в работу, однако банкиры — не единственные, кто решил прибегнуть к компьютерным программам в работе с заемщиками. Микрофинансовая компания Webbankir и некоторые коллекторские агентства также используют онлайн помощников.
Преимущества роботов перед людьми
Эксперты отмечают несколько неоспоримых преимуществ роботов – коллекторов перед обычными сотрудниками:
- Отсутствие эмоций, а, следовательно, спокойный диалог в рамках закона.
- Робот не устает, не болеет, не опаздывает на работу и не ходит в отпуск.
- Роботу не нужно платить зарплату.
- Программа всегда ведет беседу в рамках разработанного скрипта. Здесь нет места импровизации.
- Робот быстрее и эффективнее, не устраивает перерывов и разговаривает сразу по нескольким линиям.
В настоящий момент роботы достигли такого уровня, что из 10 собеседников только 2 догадываются о том, что разговаривают не с живым человеком. При этом, результаты работы машины весьма обнадеживающие – 22% должников, после общения с роботом, гасят долги.
Недостатки роботов
У роботов есть лишь один недостаток. Они хорошо работают только, когда собеседник изъясняется грамотно, четко и лаконично. Если же должник перебивает, бранится, использует сленг, говорит неразборчиво, робот не может реализовать заложенную программу и вынужден прервать диалог.
Программисты ежедневно трудятся над улучшением программы. Планируется внедрение способности робота с первых секунд разговора анализировать эмоциональный фон собеседника и выбирать подходящий скрипт.
Чат — боты для общения с клиентами
Пожалуй, самым распространенным роботом в общении с клиентами являются чат – боты. На многих сайтах сегодня можно встретить онлайн-консультанта, работающего по установленной программе.
Собственники сайтов с онлайн – консультантом утверждают, что с их помощью удается оптимизировать рабочие процессы и сократить время сотрудников на ответы на однотипные вопросы пользователей. Когда человек пишет в чат «Можно ли взять займ на Яндекс кошелек?», бот перенаправляет его в нужный раздел с ответом на данный вопрос или сам отвечает по заложенному скрипту.
Борьба с мошенниками с помощью роботов
Всем известно, что первоначальную оценку заемщиков осуществляют именно компьютерные программы. За несколько минут они способы проанализировать сотни данных о потенциальном клиенте и вынести решение о возможности кредитования. Анализируется социальный профиль и аккаунты в соцсетях, состав семьи и долги по кредитам, сотовой связи, коммуналке, геолокация и паспортные данные. То, на что что у обычного сотрудника ушло бы несколько часов, становится известно за 5-10 минут. Сопоставляя различные данные, робот принимает решение о выдаче займа. Ошибки случаются крайне редко. Из всего объема полученных анкет 20-30% отфильтровывается по признаку мошенничество. Мошеннических займов с каждым годом становится все меньше, что говорит о совершенствовании систем скорринга.
О том, кто получит займы в МФО, мы рассказывали в одной из прошлых статей.
Резюме
Очевидно, что интерес к роботам у представителей бизнеса будет только расти. Помимо описанных преимуществ, роботы реально разгружают сотрудников, избавляя от неприятной рутины «выбивания» долгов. Плюсы для обывателей также очевидны, вместо неадекватных коллекторов, хамящих и угрожающих, гораздо приятнее и безопаснее общаться с эмоционально стабильным собеседником.
Источник: