Претензия в страховую компанию представляет собою письменное обращение с требованием, например, о выплате страхового возмещения (в случае просрочки выплаты), об увеличении размера необоснованно заниженной выплаты и т.п.
В некоторых случаях досудебная претензия является просто удобным способом урегулирования спора со страховщиком, необязательным к применению. В других – претензия подается обязательно, разрешить спор по ОСАГО или КАСКО без нее не удастся. Рассмотрим эти моменты подробнее.
Досудебная претензия в страховую компанию по ОСАГО в 2015 г.
Если автомобиль был застрахован по ОСАГО, то в случае спора подача претензии в страховую компанию обязательна. Жалобы в устном виде не будут приняты и рассмотрены страховой компанией. Кроме того, при подаче иска к страховщику судом проверяется соблюдение обязательного досудебного – претензионного порядка. Если такой порядок не соблюден, иск не будут рассматривать – его оставят без движения, а затем возвратят исковое заявление истцу.
Причем, на сегодня претензионный порядок введен бессрочно для требований вытекающих из отказа в выплате страхового возмещения, но лишь до 1 июля 2017 г. – для прочих требований по ОСАГО, в том числе для претензий о занижении выплаты.
Особенности подачи претензии по ОСАГО
Претензионный порядок регламентирован законом «Об ОСАГО» и «Правилами обязательного страхования гражданской ответственности…». Основные моменты, которые следует соблюсти при подаче досудебной претензии по ОСАГО:
- она должна содержать паспортные данные или реквизиты заявителя, наименование и реквизиты страховщика, сведения о желаемом способы выплаты (на счет, с указанием данных для перечисления, либо наличными в кассе);
- к претензии прилагаются результаты экспертизы, акты осмотра, другие документы, на которых основаны требования потерпевшего, а также паспорт потерпевшего, свидетельство о регистрации и договор о покупке/дарении автомобиля, справка о ДТП, полис ОСАГО (подлинные или в виде заверенных копий);
- претензия направляется на юридический адрес страховщика или агента, продавшего полис (можно установить на сайте ФНС, введя название или ИНН страховой фирмы в сервисе «Проверь себя и контрагента»).
Рассмотрение страховщиком претензии по ОСАГО
Закон дает страховщику 5 календарных (кроме нерабочих праздничных) дней, чтобы рассмотреть претензию и ответить на нее (удовлетворить требования, либо отправить письмо с отказом).
За нарушение этого срока страховую компанию можно наказать при рассмотрении в дальнейшем спора в суде. Нарушителя обязывают уплатить штраф в половину от разницы между сразу выплаченной потерпевшему суммой и суммой, присужденной ему по итогам рассмотрения дела.
Отказ страховой компании или неполное удовлетворение требований потерпевшего является основанием к подаче иска в суд.
Досудебная претензия в страховую компанию по КАСКО
Законодательство не устанавливает четких требований о разрешении споров по КАСКО: ни в отношении необходимости претензии, ни касательно ее оформления или порядка подачи.
Поэтому, в случае спора из договора КАСКО следует руководствоваться «договором страхования»: то есть, полисом, а также внутренними правилами страховщика, на которые есть ссылка в полисе. Наличие в них указания на то, что претензионный порядок обязателен, правил о переписке со страховщиком, дает право страховой компании не принимать претензии, оформленные не по договору.
Обратиться в суд в этом случае можно только после претензионной переписки.
Если норм о разрешении спора в претензионном порядке ни полис, ни локальные правила страхования не содержат, то теоретически при нарушении своих прав можно сразу обратиться в суд. Тем не менее, подача претензии страховщику никогда не помешает, т.к. дает шанс урегулировать конфликт без суда и лишних расходов.
Сложности при подаче досудебной претензии в страховую компанию
С первого взгляда задача «как написать претензию в страховую компанию» имеет очевидный ответ: все четко регламентировано законом (в случае ОСАГО) или договором КАСКО.
Однако на практике возникает множество непростых моментов:
- как соотносятся требования по ОСАГО и КАСКО;
- когда потерпевший вправе подавать претензию и в течение какого срока после ее подачи – обращаться с иском;
- как правильно рассчитать срок рассмотрения страховщиком претензии (без учета нерабочих праздничных дней);
- каким образом направить письмо-претензию в страховую компанию, если нарочно (из рук в руки) ее принимать отказываются;
- и другие.
Очевидным решением здесь будет помощь юриста, который, рассмотрев проблему индивидуально, с учетом всех сложностей, составит и отправит претензию в страховую компанию в строгом соответствии с нормами закона и договора страхования.
Юридическая консультация по вопросам страхования Юридическая консультация по вопросам страхования
Источник: