Представьте, что в преддверии Нового года вам на карту зачисляется некая сумма денег. Вы не ожидаете подарков и не знаете человека, сделавшего перевод. Что это: предновогоднее чудо или проверка на прочность, и что влечет за собой подобный дар?
«27 декабря мне на карту упали 4500 рублей. Подарков мне ждать не откуда, поэтому сумма меня очень удивила. Я понял, что кто-то просто ошибся. Предновогодняя суета, люди делают подарки. Буквально через полчаса мне позвонила женщина и сказала, что ошиблась номером телефона на одну цифру и деньги вместо её ребенка зачислились мне. Слезно просила вернуть. Возможно так оно и было. Но я опасаюсь, что, как только переведу ей деньги, она обратится в банк и с меня снимут еще раз такую же сумму. Как же лучше поступить в этой ситуации?» — просит совета Андрей из Москвы.
Прежде всего поймите — вы ни в чем не виноваты, ответственность за ошибку на отправителе и решать проблему должен именно он. Вы ничего делать не должны. Успокойтесь, расслабьтесь и живите дальше в привычном режиме.
Ситуации, когда на карты «счастливчиков» падают деньги, случают по двум причинам:
- Отправитель допускает ошибку в реквизитах, ошибается в цифрах.
- Деньги уходят не туда из-за технической ошибки терминала или операциониста в банке.
Если деньги поступили от физ лица или организации
Чаще всего ошибки в переводах совершают физические лица или бухгалтера компаний. В данном случае, отправителю необходимо незамедлительно обратиться в банк и сообщить об ошибке. Чем быстрее это будет сделано, тем выше шанс успешного возврата средств. У каждого банка есть временной период, когда средства «зависают» на его счетах и, при наличии заявления от отправителя, деньги просто возвращаются ему.
Если время прошло и деньги уже были зачислены на ошибочные реквизиты, банк становится бессилен и рекомендует отправителю решать вопросы с получателем в частном порядке.
Как только деньги зачислились на ваш счет, они – ваша собственность и распоряжаться вы ими можете по своему желанию.
Никакой ответственности за ваши действия не предусмотрено. Это также, как если бы вы случайно нашли деньги на улице.
Но, прежде чем радоваться и тратить подарок, выясните, от кого поступил этот платеж. Сделать это можно с помощью выписки счета, полученной через интернет банкинг или у сотрудника банка. Посмотрите плательщика и назначение платежа. Это поможет принять решение о том, возвращать средства или присвоить себе.
Помните, что «упавшие с неба деньги» — это ошибка другого человека. Ситуация случаются разные и, возможно, для кого-то эти деньги очень важны. Так стоит ли портить себе «карму», присваивая чужое имущество? Ведь завтра такую же ошибку можете совершить вы.
Если деньги достались из-за ошибки банка
Бывает, что деньги зачисляются на другой счет вследствие ошибки банковского сотрудника или технической ошибки. Такая проводка в итоге признается спорной. Проверив трансакцию, банк вернет деньги отправителю или самостоятельно зачислит их на нужные реквизиты.
Представьте, что вы осуществили перевод через терминал, но через три дня выяснилось, что деньги на счет получателя так и не поступили. Ваши действия:
- Сверить правильность написания реквизитов при осуществлении платежа. Убедиться, что ошибки с вашей стороны допущено не было.
- Позвонить на горячую линию банка и уточнить причину задержки платежа.
- Если информации от банка нет, необходимо подать заявление на оспаривание транзакции. В заявлении указываются все ключевые моменты: данные отправителя, посредством чего был осуществлен перевод: банкомат (номер, адрес) или интернет банкинг. Прикладывается копия чека, при его наличии.
После этого банк инициирует проверку и возвращает средства.
У каждого банка свой срок обращения. В Сбере подать заявление на оспаривание транзакции можно в течение 60 дней. Если прошло больше двух месяцев, банк не поможет вернуть средства.
Уголовная ответственность за присвоение денег
Это кажется удивительным, но уголовная ответственность за обналичивание ошибочно переведённых денег все-таки может быть. Претендент имел место в далеком 2012 году. Тогда в результате ошибки кассира- операциониста в банке, на счет физ лица были отправлены около 2 млн. рублей. Получатель обналичил средства и отказался их вернуть. Банк подал в суд и выиграл дело. В результате, за обналичивание денег, гражданин был осужден на три года колонии. Ему также вменили штраф.
Когда речь идет об ошибке банка, присваивать деньги нельзя. Банк не только инициирует собственную проверку, но и подключит правоохранительные и судебные органы. Правду признают за банком, даже несмотря на то, что ошибку совершил его сотрудник.
Мошеннические схемы
Как в любом деле, связанном с деньгами, ошибки в переводах – благодатная почва для разного рода мошенников. Преступных схем с банковскими картами десятки.
Самая популярная из них – когда на счет зачисляются средства, а через некоторое время звонит женщина и умоляет вернуть деньги, ссылаясь на больного ребенка или рассказывая что-то подобное. Цель – вызвать жалость, надавить на совесть и спровоцировать получателя немедленно перевести деньги обратно или на другие реквизиты. Если подобное происходит с вами, отправляйте человека в банк!
Нельзя самому возвращать деньги на реквизиты отправителя, а тем более на другие реквизиты. Категорически нельзя обналичивать полученные средства и возвращать их физическими купюрами.
Выполнив просьбу мошенника, вы реально рискуете собственными деньгами, ведь, после получения перевода от вас, отправитель может также получить возврат от банка, и вы лишитесь собственных денег. Но главное, вы автоматически становитесь участником преступной схемы по отмыванию средств, полученных незаконным путем. А это уже совершенно иные последствия.
Помните, что в ситуации с ошибкой частного лица поможет только банк! Причем эту помощь должны получать не вы, а отправитель. Будьте бдительны и не паникуйте, тогда удастся сохранить не только деньги, но и нервы.
Источник: